Текст опросника. «Определение общей эмоциональной направленности личности

(Б.И. Додонов)

Инструкция: Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое Вы больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок.

Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое Вы отдаете одной эмоции перед другой.

Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые Вы явно предпочитаете остальным.

Перечень переживаний:

1 . Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.

2. Удовольствие от приобретения чего-либо, коллекционирования или обладания какими – либо вещами.

3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.

4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.

5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.

6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих Вам людей.

7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении Ваших догадок и предположений.

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь. Когда видишь дружбу и взаимопонимание. Когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.

10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений или музыки, стихов и других произведений искусства.

Классификация ценных эмоций:

1. Романтические эмоции. Стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному. Чувство таинственности возникает у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо "ощущаем" свою включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу. Там, где нет этого ожидания, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устройства у нас такой эмоции не вызывает. Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования.

2. Акизитивные эмоции. (от франц. Acquisition – приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, "коллекционированию" вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно – от произведений искусства до зажигалок.

3. Праксические эмоции. Термин "праксические чувства" введен в употребление П.М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, "вызываемые деятельностью, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления".

4. Глорические эмоции (от лат. Gloria – слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация – реальное или воображаемое "пожинание лавров".

5. Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

6. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем.

7. Гностические эмоции. (от греч. Gnosis – знание) Гностические эмоции мы связываем не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в "когнитивной гармонии". Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную информацию к одному "общему знаменателю". Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, - это проблемная ситуация.

8. Пугнические эмоции. (от лат. Pugna – борьба). Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

9. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.)

10. Эстетические эмоции. Они связаны с переживанием красивого, прекрасного или безобразного в природе, искусстве, человеческих отношениях и т. д.

Дает возможность выделить типы общей эмоциональной направленности: альтруистической, практической, гностической, эстетической.

Инструкция испытуемому: Внимательно прочесть перечень приятных переживаний (класс "А") и выписать на отдельный лист под соответствующим номером класса "А" номера тех из них, которые Вам прияты или более свойственны, типичны, т.е. с дав­них пор чаще других у Вас возникают.

"Номер наиболее приятного из уже выделенных подчеркнуть, а под номеромнаиболее часто испытываемого поставить заметную точку.

Эту же процедуру проделать с перечнем неприятных переживаний.

Эту же процедуру повторить с классом "В".

Класс "А" -

Приятные переживания.

1. А Радость, удовлетворение, восхищение благородным поступком другого человека.

2. П Жажда деятельности.

1. Э Радость, предвкушение чего г то приятного.

2. Г Веселье, беззаботность, хорошее самочувствие.

5. ГЦ Горячий интерес к познанию чего - то нового.

6. П Радость плодотворного труда.

7. ГН Жажда открытий. . . .

8. А Радость, удовлетворение, переполнившего душу, когда удастся сделать хорошее людям.

9. Э Сладкое, томительное чувство при восприятии чего - либо прекрасного (хорошей музыки), природы и т.д.).

10. ГН Ликование, когда удастся решить трудную или интересную задачу, вопрос.

11. Г Наслаждение приятным физическим ощущением от тепла, солнца, вкусной пищи.

12. Г Любовь к комфорту, роскоши.

13. П Радость в предвкушении труда.

14. Г Наслаждение безмятежностью существования.

15. Г Чувство неги (сладкая жизнь).

Неприятные переживания.

1. Л Сострадание, жалость к людям.

2. П Раздражение от бездеятельности.

3. П Раздражение при необходимости заниматься скучной работой.

3. Э Чувство неудовлетворенности, когда не находишь красоты вокруг.

4. ГН Подавленность, страдание из-за неудовлетворенности в сфере познания.

6. А Обида на неблагодарность.

7. П Раздражение из - за того, что попусту потрачено время.

8. П Раздражение при виде беспорядка в вещах, обстановке, организации дела.

9. А Возмущение нравственно - недостойным поведением.

10. ГН Отвращение к косности (в суждении людей, в книгах, лекциях)

11. А Отчаяние, когда человек, к которому ты расположен, не понимает тебя.

12. Г Страх перед пустой жизнью, одиночеством.

13. Г Подавленность, когда остаешься один

14. А Раздражение, когда видишь проявление героизма, нежелание считаться с другим человеком-

Приятные переживания.

1. А Радость от сознания личной полезности окружающим.

2. 2. П Жажда удач и успехов в игре, делах, выполнении личных планов.

3. Э Удовлетворение, когда способен видеть, воспринимать, чувствовать прекрасное.

4. ГН Удовлетворение от постоянного обогащения знаниями.

5. Э Радостное внутреннее возбуждение, когда удается самому создать что - то прекра­сное.

6. А Сострадание, сочувствие, жалость к себе.

7. Э Восторг, радость при виде красивого человека или пейзажа.

8. Э Благоговение при виде шедевра искусства.

9. Э Удовлетворение, если окружающая обстановка соответствует твоим эстетическим вкусам.

10. ГН Удовлетворение при решении трудной задачи.

11. П Радость, чувство удовлетворения, когда перся тобой открывается возможность полезной деятельности.

12. Э Острое.ощущение единств себя с природой, красоты н радости бытия.

13. П Удовлетворение, когда намеченные дела выполняются, ты справляешься с ними хорошо.

Неприятные переживания.

1. Э Переживание того, что вокруг тебя люди грубые, вульгарные, некрасивые.

2. ГН Удовлетворенность своими знаниями.

3. Г Чувство раздражения и неприязни к окружающим, когда у тебя плохое настрое­ние.

4. Э Болезненное восприятие нарушения гармонии, красоты вокружающем мире.

5. А Острое переживание, когда ты обидел человека.

6. Э Страдание из-за того, что сам не способен создать что - либо прекрасное.

5. Г Беспричинная тоска.

8. П Неудовлетворенность, раздражение, когда необходимые дела не делаются, не справляешься с ними.

9. Г Внутренняя опустошенность, эмоциональное равнодушие.

10. ГН Неудовлетворенность своими способностями.

11. А Страдание, неудовлетворенность при виде возможности быть полезным людям.

12. ГН Чувство горечи при сознании невозможности постигнуть весь опыт, накопленный человечеством.

13. Г Раздражение при виде своего бессилия и невозможности изменить создавшееся положение.

14. Г Переживание недостаточности своей воли.

15. П Неудовлетворение, когда не хватает времени и ты не успеваешь делать важные дела.

Процедура исследования.

Опрашиваемым раздаются вопросники, содержащие формулы типичных переживаний. В опроснике содержится 55 текст - вопросов типич­ных переживаний. Он разделен на класс "А" (переживания, выражающие отношение к объективным ситуациям) и класс "В" (переживания, выражающие отношение к себе). В каждом классе - подклассы приятных и неприятных переживаний. Данный опросник позволяет определить процентное содержание каждого типа общей эмоциональной направленности (ОЭН): альтруистический, практический, гностический, эстетический, гедонический.

Обработка материалов. Подсчитать общее количество ответов по всем классам и подклассам и принять его за 100%. Затем подсчитать количеств ответов, соответствующих каждому типу ОЭН и определить процентное содержание каждого типа ОЭН для испы­туемого.

Например, испытуемый из 55 вопросом выбрал 26 их них по каждому типу:

Тип Класс. Подкласс

ОЭН АП АН ВП ВН Всего

Направленность личности находит свое выражение в сфере переживаний в форме различной притягательности одних и тех же эмоций и эмоциональных состояний для различных лиц. Если, например, люди с альтруистической направленностью предпочи­тают испытывать чувства любви и участия, возникающие у них, когда они чем -то служат другим, то "практические" более тяготеют к трудовому азарту. Определенная нап­равленность личности выражается не только в типичном эмоциональном отношении к типичным объективным ситуациям, но и в типичном избирательном отношении к самим эмоциям.

Эмоциональная направленность человека проявляется. с одной стороны в особой притягательности для него определенных эмоций, н понижению порога, с другой сторо­ны, чувствительности противоположным. Эмоциональная направленность характеризуе­тся основной плоскостью, в котором количество эмоциональное самочувствие личности: у гумманиста - любви-обиды, у практика - энтузиазма-досады, у гедониста - веселья-тоски. Типы ОЭН выделяют в зависимости от переживаний, к которым человек более чувствителен.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ НАСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цель. Оценка одного из качеств волевой сферы личности - настойчивости.

Инструкция. Перед Вами три группы разрозненных слов. Из каждой группы слов

следует составить по одному предложению на общественно - политическую тематику.

Допускается перестановка слов в произносительном порядке, возможны грамматические изменения, но только в пределах заданных частей речи. Время выполнения каждого задания регистрируется, степень трудности задания постепенно возрастает.

Материал. Даны три набора слов.

Набор I.

1. Вызвать 11. Нормализация

2. Италия 12. Правые

3. Приступ 13. Принять

4. Обстановка 14. В

5. Меры 15. Польше

6. Злоба 16. Р

7. В 17. Власти

10.Польские

Набор2!.

1. Страна 10. Обстановка

2. Империализм 11. Весь

3. Условия 12. Действия

4. Прежде 13. Выбранный

5. В 14.Приобретать

6. Американский 15. Социалистический

7. Единство 16. Большой

8. Обострение 17.Политика

9. Значение 18. Международный

Набор III.

1. Страна 10. Сообщение

2. Оценка 11. Арабские

3. Возрастать 12. Из

4. Представители 13. Наладить

5. В 14. Эксперты

7. Мирные 16. Помогать

8. Действия 17. Персонал

9. Рассмотреть

Анализ результатов. Трудность первого и второго задания практически одинакова. Третье - не имеет решения. Показателем неустойчивости служит отношение времени решения третьей задачи к среднему времени первых двух задач.

1 – время решения 1 задачи

Н- 3________ , где 2 – время решения 2 задачи

(1 + 2) : 2 3 – время решения 3 задачи

Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов)

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции.

Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется или не может быть удовлетворена, человек переживает отрицательные эмоции. В норме люди любят положительные эмоции, поэтому стремятся удовлетворить свои потребности. Стремление к определенным типам переживаний, к удовлетворению определенных потребностей Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.

Инструкция:

Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности.

Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

    «Безусловно, да» - а;

    «Пожалуй, да» - в;

    «Пожалуй, нет» - с;

    «Безусловно, нет» - d.

Тестовое задание:

    Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.

    Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

    Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.

    Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

    Я люблю острые ощущения.

    Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.

    Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.

    Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

    Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

    Люблю заниматься коллекционированием.

    Хочу приносить людям радость и счастье.

    Для меня важно одобрение окружающих.

    Приятно испытывать чувство превосходства над противником.

    Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

    Охотно иду на риск.

    Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

    Люблю разбираться в причинах явлений, событий.

    Я могу прийти в восторг от красоты природы.

    Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

    Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.

    Я всегда жалею неудачников.

    Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.

    Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

    Приятно чувствовать, что день прошел недаром.

    Я человек решительный.

    Люблю все таинственное и необычное.

    Стремлюсь приводить свои знания в систему.

    Произведение искусства может тронуть меня до слез.

    Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки.

    Люблю делать покупки.

    Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

    Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.

    Я самолюбив(а).

    Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.

    Я люблю преодолевать опасности.

    Иногда меня тянет странствовать.

    Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

    Я склонен (склонна) к лени.

    Люблю рассматривать свои коллекции.

    Я стараюсь помогать людям.

    Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро.

    Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.

    Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.

    Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности.

    Я люблю помечтать.

    Самое приятное для меня переживание - радость открытия истины, чувство близости решения.

    Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

    Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

    Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка данных:

Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам.

Сумма баллов по ответам:

    1, 11, 21, 31, 41.

    2, 12, 22, 32, 42.

    3, 13, 23, 33, 43.

    4, 14, 24, 34, 44.

    5, 15, 26, 35, 45.

    6, 16, 26, 36, 46.

    7, 17, 27, 37, 47.

    8, 18, 28, 38. 48.

    9, 19, 29, 39, 49.

    10, 20, 30, 40, 50.

Направленность:

    Альтруистическая.

    Коммуникативная.

    Глорическая.

    Праксическая.

    Пугническая.

    Романтическая.

    Гностическая.

    Эстетическая.

    Гедонистическая.

    Акизитивная.

Интерпретация полученных результатов:

Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности - Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.

10 ______0 ______ +10

1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать, (Высокие результаты - больше 5, низкие - меньше -5). Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.

2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.

3. Глорические эмоции (от лат, gloria - слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.

4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда - в ярко выраженной потребности в расслаблении.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких - ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.

6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких - наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.

7. Гностические эмоции (от грен, gnosis - знание) - эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.

8. Эстетические эмоции. При высоких баллах - потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах - эта потребность не развита.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) - это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.

Методика исследования эмоциональной направленности личности. (Б.И.Додонов).

Цель методики : выявить тип эмоциональной направленности личности.

Необходимый материал : анкета Б.И.Додонова в модификации Е.Р.Гореловой, позволяющий выявить 10 типов эмоциональной направленности:

    Альтруистическая направленность (переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям).

    Коммуникативная (переживания на основе потребности в общении).

    Глорическая (связана с потребностью в самоутверждении, славе).

    Праксическая (положительные эмоции возникают в процессе деятельности).

    Пугническая (переживания на основе потребности в преодолении опасности, в борьбе).

    Романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному).

    Гностическая (радость от получения новой информации плюс потребность в «когнитивной гармонии»).

    Эстетическая (отражение потребности в гармонии с окружающим, представленной в «чувстве красоты»).

    Гедонистическая (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте).

    Акизитивная (положительные эмоции при накоплении, коллекционировании вещей, «выходящих за пределы практической нужды в них»).

Правила проведения: испытуемый читает каждый пункт анкеты и, в зависимости от того, насколько он согласен с содержанием данного пункта, ставит 2 балла, 1 балл или 0 баллов.

АНКЕТА

    Я часто беспокоюсь за близких, друзей.

    Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

    Мне понятно, когда на меня все обращают внимание.

    Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

    Я люблю острые ощущения.

    Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом для меня, неизвестном месте.

    Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.

    Люблю приятное и красивое чувство, возникающее при восприятии музыки, стихов, картин и т.п.

    Предпочитаю «простые радости» (вкусно поесть, поспать вволю и т.п.)

    Люблю собирать коллекции.

    Мне нравится приносить людям радость и счастье.

    Для меня важно одобрение окружающих.

    Приятно испытывать чувство превосходства над соперниками.

    Я увлекаюсь любой работой, когда её выполняю.

    Охотно иду на риск.

    Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

    Люблю разбираться в причинах событий, явлений.

    Я могу прийти в состояние восторга от красоты природы.

    Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

    Радуюсь, когда удаётся пополнить свою коллекцию.

    Я всегда жалею неудачников.

    Я не смог бы обойтись без друзей.

    Я готов пойти на многое, чтобы завоевать почёт и уважение окружающих.

    Приятно чувствовать, что день прошёл недаром.

    Я человек решительный.

    Люблю всё таинственное и необычное.

    Испытываю потребность в приведении своих знаний в систему.

    Произведение искусства может тронуть меня до слёз.

    Люблю приятное бездумное времяпровождение (например, вечеринки).

    Люблю делать покупки, очень им радуюсь.

    Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

    Среди моих родных, знакомых есть люди, которых я обожаю.

    Я самолюбив.

    Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъём, когда работа идёт хорошо.

    Я люблю преодолевать трудности и опасности.

    Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

    Я склонен к лени.

    Люблю рассматривать свою коллекцию и часто это делаю.

    Очень рад, когда мне удаётся кому-нибудь помочь.

    Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне приятное.

    Мне всегда хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.

    Моё настроение поднимается от сознания того, что работа сделана добросовестно.

    Азарт, спортивная злость обычно ухудшают результаты моей деятельности.

    Я люблю помечтать.

    Самое приятное переживание – чувство близости решения задачи, радость открытия истины.

    Люблю возвышенное и отрешённое чувство, возникающее у меня при соприкосновении с прекрасным.

    Мне бы понравилось жить беззаботно и безмятежно.

    Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка полученных данных: подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 групп вопросов в соответствии с ключами.

Ключи:

    Альтруистическая ЭНЛ – высказывания № 1,11,21, 31, 41.

    Коммуникативная ЭНЛ – 2, 12, 22, 32, 42.

    Глорическая ЭНЛ - 3, 13, 23, 33, 43.

    Праксическая ЭНЛ – 4, 14, 24, 34, 44.

    Пугническая ЭНЛ – 5, 15, 25, 35, 45.

    Романтическая ЭНЛ – 6, 16, 26, 36, 46.

    Гностическая ЭНЛ – 7, 17, 27, 37, 47.

    Эстетическая ЭНЛ – 8, 18, 28, 38, 48.

    Гедонистическая ЭНЛ – 9, 19, 29, 39, 49.

    Акизитивная ЭНЛ – 10, 20, 30, 40, 50.

Бланк ответов:

Подсчитав полученные результаты, можно сказать, что у данной личности наиболее развита глорическая эмоциональная направленность.

Дает возможность выделить типы общей эмоциональной направленности: альтруис- тической, практической, гностической, эстетической.

Инструкция испытуемому: Внимательно прочесть перечень приятных переживаний (класс "А") и выписать на отдельный лист под соответствующим номером класса "А" номера тех из них, которые Вам прияты или более свойственны, типичны, т.е. с дав­них пор чаще других у Вас возникают.

"Номер наиболее приятного из уже выделенных подчеркнуть, а под номеромнаиболее часто испытываемого поставить заметную точку.

Эту же процедуру проделать с перечнем неприятных переживаний.

Эту же процедуру повторить с классом "В".

Класс "А" -

Приятные переживания.

1. А Радость, удовлетворение, восхищение благородным поступком другого человека.

2. П Жажда деятельности.

3. Э Радость, предвкушение чего г то приятного.

4. Г Веселье, беззаботность, хорошее самочувствие.

5. ГЦ Горячий интерес к познанию чего - то нового.

6. П Радость плодотворного труда.

7. ГН Жажда открытий. . . .

8. А Радость, удовлетворение, переполнившего душу, когда удастся сделать хорошее людям.

9. Э Сладкое, томительное чувство при восприятии чего - либо прекрасного (хорошей музыки), природы и т.д.).

10. ГН Ликование, когда удастся решить трудную или интересную задачу, вопрос.

11. Г Наслаждение приятным физическим ощущением от тепла, солнца, вкусной пищи.

12. Г Любовь к комфорту, роскоши.

13. П Радость в предвкушении труда.

14. Г Наслаждение безмятежностью существования.

15. Г Чувство неги (сладкая жизнь).

Неприятные переживания.

1. Л Сострадание, жалость к людям.

2. П Раздражение от бездеятельности.

3. П Раздражение при необходимости заниматься скучной работой.

5. Э Чувство неудовлетворенности, когда не находишь красоты вокруг.

6. ГН Подавленность, страдание из-за неудовлетворенности в сфере познания.

6. А Обида на неблагодарность.

7. П Раздражение из - за того, что попусту потрачено время.

8. П Раздражение при виде беспорядка в вещах, обстановке, организации дела.



9. А Возмущение нравственно - недостойным поведением.

10. ГН Отвращение к косности (в суждении людей, в книгах, лекциях)

11. А Отчаяние, когда человек, к которому ты расположен, не понимает тебя.

12. Г Страх перед пустой жизнью, одиночеством.

13. Г Подавленность, когда остаешься один

14. А Раздражение, когда видишь проявление героизма, нежелание считаться с другим человеком-

Приятные переживания.

1. А Радость от сознания личной полезности окружающим.

2. 2. П Жажда удач и успехов в игре, делах, выполнении личных планов.

3. Э Удовлетворение, когда способен видеть, воспринимать, чувствовать прекрасное.

4. ГН Удовлетворение от постоянного обогащения знаниями.

5. Э Радостное внутреннее возбуждение, когда удается самому создать что - то прекра­сное.

6. А Сострадание, сочувствие, жалость к себе.

7. Э Восторг, радость при виде красивого человека или пейзажа.

8. Э Благоговение при виде шедевра искусства.

9. Э Удовлетворение, если окружающая обстановка соответствует твоим эстетическим вкусам.

10. ГН Удовлетворение при решении трудной задачи.

11. П Радость, чувство удовлетворения, когда перся тобой открывается возможность полезной деятельности.

12. Э Острое.ощущение единств себя с природой, красоты н радости бытия.

13. П Удовлетворение, когда намеченные дела выполняются, ты справляешься с ними хорошо.

Неприятные переживания.

1. Э Переживание того, что вокруг тебя люди грубые, вульгарные, некрасивые.

2. ГН Удовлетворенность своими знаниями.

3. Г Чувство раздражения и неприязни к окружающим, когда у тебя плохое настрое­ние.

4. Э Болезненное восприятие нарушения гармонии, красоты вокружающем мире.

5. А Острое переживание, когда ты обидел человека.

6. Э Страдание из-за того, что сам не способен создать что - либо прекрасное.

7. Г Беспричинная тоска.

8. П Неудовлетворенность, раздражение, когда необходимые дела не делаются, не справляешься с ними.

9. Г Внутренняя опустошенность, эмоциональное равнодушие.

10. ГН Неудовлетворенность своими способностями.

11. А Страдание, неудовлетворенность при виде возможности быть полезным людям.

12. ГН Чувство горечи при сознании невозможности постигнуть весь опыт, накопленный человечеством.

13. Г Раздражение при виде своего бессилия и невозможности изменить создавшееся положение.

14. Г Переживание недостаточности своей воли.

15. П Неудовлетворение, когда не хватает времени и ты не успеваешь делать важные дела.

Процедура исследования.

Опрашиваемым раздаются вопросники, содержащие формулы типичных переживаний. В опроснике содержится 55 текст - вопросов типич­ных переживаний. Он разделен на класс "А" (переживания, выражающие отношение к объективным ситуациям) и класс "В" (переживания, выражающие отношение к себе). В каждом классе - подклассы приятных и неприятных переживаний. Данный опросник позволяет определить процентное содержание каждого типа общей эмоциональной направленности (ОЭН): альтруистический, практический, гностический, эстетический, гедонический.

Обработка материалов. Подсчитать общее количество ответов по всем классам и подклассам и принять его за 100%. Затем подсчитать количеств ответов, соответствующих каждому типу ОЭН и определить процентное содержание каждого типа ОЭН для испы­туемого.

Например, испытуемый из 55 вопросом выбрал 26 их них по каждому типу:

Тип Класс. Подкласс

ОЭН АП АН ВП ВН Всего

Направленность личности находит свое выражение в сфере переживаний в форме различной притягательности одних и тех же эмоций и эмоциональных состояний для различных лиц. Если, например, люди с альтруистической направленностью предпочи­тают испытывать чувства любви и участия, возникающие у них, когда они чем -то служат другим, то "практические" более тяготеют к трудовому азарту. Определенная нап­равленность личности выражается не только в типичном эмоциональном отношении к типичным объективным ситуациям, но и в типичном избирательном отношении к самим эмоциям.

Эмоциональная направленность человека проявляется. с одной стороны в особой притягательности для него определенных эмоций, н понижению порога, с другой сторо­ны, чувствительности противоположным. Эмоциональная направленность характеризуе­тся основной плоскостью, в котором количество эмоциональное самочувствие личности: у гумманиста - любви-обиды, у практика - энтузиазма-досады, у гедониста - веселья-тоски. Типы ОЭН выделяют в зависимости от переживаний, к которым человек более чувствителен.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.