Методическая разработка на тему: проектная деятельность общие правила для педагогов – руководителей проектов. Педагог как организатор проектной деятельности учащихся Правила для учителя занимающегося проектной деятельностью

План:

  1. Пояснительная записка.
  2. Методическая помощь в подготовке и проведении проектов.
  3. Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ.
  4. Этапы проведения проекта
  5. Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности).
  6. Анкета.
  7. Общие правила для руководителя проекта.
  8. Памятка руководителю (организатору) проекта.
  9. В помощь учащимся.
  10. Методическое планирование проектной деятельности.
  11. Литература.

Пояснительная записка

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем_ профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся

Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов». В краткой форме в своей работе я изложила разные подходы к некоторым вопросам организации проектной деятельности учащихся и учителей в школе

Методическая помощь в подготовке и проведении проектов

В помощь учителю.

Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов .

Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование .

Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

  • постановка проблемы
  • прояснение неясных вопросов
  • формирование Гипотезы исследования
  • планирование учебных действий
  • сбор данных
  • анализ и синтез данных
  • подготовка сообщений
  • выступление с сообщениями
  • ответы на вопросы, корректировка
  • обобщение, выводы
  • самооценка

Педагогическая деятельность учителя

  1. Целеполагание.
  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
    • Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
    • Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
    • Организация процесса рефлексии.
  3. Анализ процесса учителем.

2 этап – урок-проект .

Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Мотивация:

  • Определение цели проекта и этапов достижения цели;
  • Распределение ролей и планирование работы

Этапы работы:

  1. Сбор информации
  2. Обсуждение данных, систематизация
  3. Выдвижение гипотезы
  4. Изготовление моделей (макеты, сценарии)
  5. Выбор способа представления результатов
  6. Распределение ролей для защиты
  7. Защита (презентация)
  8. Коллективное обсуждение защиты, оценка

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Типология проектов

  • Исследовательские

Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

  • Творческие

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

  • Игровые

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

  • Информационные

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

  • Практико-ориентированые

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
  2. Выполняй проект в следующем порядке:
    • Выбери с помощью родителей и учителя тему;
    • Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
    • Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
    • Выполни теоретическую и практическую части проекта;
    • Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
    • Напечатай графическую часть проекта;
    • Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
    • Защити проект;
  3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
  4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
  5. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
  6. Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
  7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
  8. Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
  9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

…Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!

Школа настоящего – школа проектов!!!

Что же такое проект?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект

Учитель

Учащиеся

1-й этап – погружение в проект

Формулирует

Осуществляет

1) Проблему проекта

1) личностное присвоение проблемы

2) Сюжетную ситуацию

2) вживание в ситуацию

3) Цель и задачи

3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предполагает:

Осуществляют:

4) Организовать группы

4) разбивку на группы

5) Распределить амплуа в группах

5) распределение ролей в группе

6) Спланировать деятельность по решению задач проекта

6) планирование работы

7) Возможные формы презентации результатов

7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов

3-й этап – осуществление деятельности

Не учувствует, но:

Работают активно и самостоятельно:

8) Консультирует учащихся по необходимости

8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9) Ненавязчиво контролирует

9) консультируются по необходимости

10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

10) «добывают» недостающие знания

11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

11) подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация

Принимает отчет:

Демонстрируют:

12) Обобщает и резюмирует полученные результаты

12) понимание проблемы, цели задачи

13) Подводит итог обучения

13) умение планировать и осуществлять работу

14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)

14) найденный способ решения проблемы

15) рефлексию деятельности и результата

16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
  • Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  • Определение цели, формулирование задач.
  • Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
  • Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
  • Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
  • Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
  • Поискво-исслеовательский этап
    • Определение источников информации
    • Планирование способов сора и анализа информации.
    • Подготовка к исследованию и его планирование.
    • Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
    • Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
  • Трансляционно-оформительский этап
    • Предзащита проекта
    • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
    • Подготовка к публичной защите проекта:
      • определение даты и места защиты
      • определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
      • стендовая информации о проекте
  • Заключительный этап
    • Публичная защита проекта.
    • Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

    Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

    Анкета

    1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
    2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
    3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
    4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
    5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
    6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
    7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
    8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
    9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
    10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
    11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)

    Общие правила для руководителя проекта

    1. Подходите к проведению этой работы творчески.
    2. Не сдерживайте инициативу учащихся.
    3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
    4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
    5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
    6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
    7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
      • учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
      • старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
      • старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию
    8. В процессе работы не забывайте о воспитании.

    Памятка руководителю (организатору) проекта

    1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.)
    2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
    3. Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
    4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.
    5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
    6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
    7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
    8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
    9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
    10. Предложите критерии оценки успешности проекта.
    11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)
    12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

    В помощь учащимся

    1. Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.
    2. Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос.
    3. Разбить задачу на подзадачи и подвопросов, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.
    4. Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно.
    5. Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
    6. Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности.
    7. Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
    8. Проверить точность применяемых логических приемов.
    9. Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
    10. Выразить все понятия решаемой задачи в «целсообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).
    11. Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.
    12. Результат решения сформулировать логически строго.
    13. Оценить все «за» и «против» в полученном результате.
    14. Решать задачу по возможности сосредоточено.

    Методическое планирование проектной деятельности

    1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
    2. Подготовка информации о проектной работе.
    3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)
    4. Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.
    5. Формирование проектных групп.
    6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
    7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
    8. Поисковый этап
    9. Промежуточные отчеты учащихся
    10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
    11. Обобщающий этап: оформление результатов.
    12. Предзащита проектов.
    13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
    14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
    15. Подготовка к публичной защите проектов.
    16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
    17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.
    18. Заключительный этап: публичная защита проектов.
    19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
    20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

    Литература:

    1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
    2. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
    3. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
    4. Килпатрик В.Х. Основы метода – М. – Л., 1928.
    5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
    6. Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.

    Кравченко Лариса Николаевна, учитель географии и технологии, руководитель РМО учителей технологии

    с. Донское

    Советская 16

    2015г

    МБОУ «Красногвардейская гимназия»

    Кравченко Лариса Николаевна, учитель географии и технологии

    План:

      Пояснительная записка.

      Методическая помощь в подготовке и проведении проектов.

      Этапы проведения проекта

      Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности).

      Анкета.

      Общие правила для руководителя проекта.

      Памятка руководителю (организатору) проекта.

      В помощь учащимся.

      Методическое планирование проектной деятельности.

      Литература.

    Пояснительная записка

    Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

    Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

    Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

      формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

      развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

      были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся

    Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов». В краткой форме в своей работе я изложила разные подходы к некоторым вопросам организации проектной деятельности учащихся и учителей в школе.

    Методическая помощь в подготовке и проведении проектов

    В помощь учителю.

    Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов .

    Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

    1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование .

    Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.

    Модель исследовательской деятельности учащихся:

      постановка проблемы

      прояснение неясных вопросов

      формирование Гипотезы исследования

      планирование учебных действий

      сбор данных

      анализ и синтез данных

      подготовка сообщений

      выступление с сообщениями

      ответы на вопросы, корректировка

      обобщение, выводы

      самооценка

    Педагогическая деятельность учителя

      Целеполагание.

      Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).

      • Осмысление способов, приемов, средств мотивации;

        Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;

        Организация процесса рефлексии.

      Анализ процесса учителем.

    2 этап – урок-проект .

    Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

    Учебный проект как технология

    Основная ценность проекта – общий конечный результат

    Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

    Мотивация:

      Определение цели проекта и этапов достижения цели;

      Распределение ролей и планирование работы

    Этапы работы:

      Сбор информации

      Обсуждение данных, систематизация

      Выдвижение гипотезы

      Изготовление моделей (макеты, сценарии)

      Выбор способа представления результатов

      Распределение ролей для защиты

      Защита (презентация)

      Коллективное обсуждение защиты, оценка

    Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

    Типология проектов

      Исследовательские

    Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

      Творческие

    Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

      Игровые

    Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

      Информационные

    Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

      Практико-ориентированые

    Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

      Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

      Выполняй проект в следующем порядке:

      • Выбери с помощью родителей и учителя тему;

        Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

        Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;

        Выполни теоретическую и практическую части проекта;

        Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

        Напечатай графическую часть проекта;

        Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;

        Защити проект;

      Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

      Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

      Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.

      Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.

      Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

      Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

      Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

    Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!

    Школа настоящего – школа проектов!!!

    Что же такое проект?

    Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Проблема проекта

    «Почему?»
    (это важно для меня лично)

    Актуальность проблемы – мотивация

    Цель проекта

    «Зачем?»
    (мы делаем проект)

    Целеполагание

    Задачи проекта

    «Что?»
    (для этого мы делаем)

    Постановка задач

    Методы и способы

    «Как?»
    (мы можем это делать)

    Выбор способов и методов планирования

    Результат

    «Что получится?»
    (как решение проблемы)

    Ожидаемый результат

    Учебный проект

    Учитель

    Учащиеся

    1

    2

    1-й этап – погружение в проект

    Формулирует

    Осуществляет

    1) Проблему проекта

    1) личностное присвоение проблемы

    2) Сюжетную ситуацию

    2) вживание в ситуацию

    3) Цель и задачи

    3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач

    2-й этап – организация деятельности

    Организует деятельность – предполагает:

    Осуществляют:

    4) Организовать группы

    4) разбивку на группы

    5) Распределить амплуа в группах

    5) распределение ролей в группе

    6) Спланировать деятельность по решению задач проекта

    6) планирование работы

    7) Возможные формы презентации результатов

    7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов

    3-й этап – осуществление деятельности

    Не учувствует, но:

    Работают активно и самостоятельно:

    8) Консультирует учащихся по необходимости

    8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

    9) Ненавязчиво контролирует

    9) консультируются по необходимости

    10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

    10) «добывают» недостающие знания

    11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

    11) подготавливают презентацию результатов

    4-й этап - презентация

    Принимает отчет:

    Демонстрируют:

    12) Обобщает и резюмирует полученные результаты

    12) понимание проблемы, цели задачи

    13) Подводит итог обучения

    13) умение планировать и осуществлять работу

    14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)

    14) найденный способ решения проблемы

    15) рефлексию деятельности и результата

    16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

    Этапы проведения проекта

      Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

      • Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

        Определение цели, формулирование задач.

        Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

        Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

        Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления

      Поискво-исслеовательский этап

      • Определение источников информации

        Планирование способов сора и анализа информации.

        Подготовка к исследованию и его планирование.

        Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.

        Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

      Трансляционно-оформительский этап

      • Предзащита проекта

        Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

        Подготовка к публичной защите проекта:

        • определение даты и места защиты

          определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)

          стендовая информации о проекте

      Заключительный этап

      • Публичная защита проекта.

        Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

    Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

    Анкета

      Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?

      Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

      По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

      Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.

      Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?

      Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?

      Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

      Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?

      Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.

      Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?

      Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)

    Общие правила для руководителя проекта

      Подходите к проведению этой работы творчески.

      Не сдерживайте инициативу учащихся.

      Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

      Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

      Не спешите с вынесением оценочных суждений.

      Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

      Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

      • учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

        старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

        старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию

      В процессе работы не забывайте о воспитании.

    Памятка руководителю (организатору) проекта

      Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.)

      Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).

      Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

      Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.

      Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

      Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

      Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

      Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

      Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

      Предложите критерии оценки успешности проекта.

      Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)

      Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

    В помощь учащимся

      Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.

      Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос.

      Разбить задачу на подзадачи и подвопросов, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.

      Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно.

      Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.

      Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности.

      Сопоставить полученный результат с известными знаниями.

      Проверить точность применяемых логических приемов.

      Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.

      Выразить все понятия решаемой задачи в «целсообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).

      Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.

      Результат решения сформулировать логически строго.

      Оценить все «за» и «против» в полученном результате.

      Решать задачу по возможности сосредоточено.

    Методическое планирование проектной деятельности

      Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

      Подготовка информации о проектной работе.

      Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.

      Формирование проектных групп.

      Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

      Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.

      Поисковый этап

      Промежуточные отчеты учащихся

      Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

      Обобщающий этап: оформление результатов.

      Предзащита проектов.

      Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

      Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

      Подготовка к публичной защите проектов.

      Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

      Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.

      Заключительный этап: публичная защита проектов.

      Подведение итогов, анализ выполненной работы.

      Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

    Литература:

      Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

      Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.

      Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.

      Килпатрик В.Х. Основы метода – М. – Л., 1928.

      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

      Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.

    Роль учителя и ученика в проектной деятельности

    Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе -- возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель -- руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И, прежде всего -- развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

    Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

    • · энтузиаст-новатор, способный квалифицированно оценить, стимулировать и вдохновлять к продуктивной иноязычной коммуникации, поддерживая, поощряя и направляя учащихся в сторону достижения цели;
    • · специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех! областях);
    • · консультант, всегда готовый прийти на помощь (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
    • · руководитель, организатор и менеджер учебной деятельности
    • · координатор всего группового процесса (фасилитатор);
    • · опытный советчик-эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта)

    проектный учитель ученик

    Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие -- сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы, пожалуй, не найти. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону, ведь развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна жестко задаваться взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных тем. Еще лучше -- совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не нужно забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь одну роль -- роль исполнителя.

    Все этапы работы, организуемой в условиях проектной деятельности, сопровождаются:

    • - специально созданной атмосферой общения;
    • - организованной групповой, парной, командной и индивидуальной работой;
    • - техникой формирования групп;
    • - приемами управления учебной деятельностью во время подготовки проектов.

    На долю учителя выпадает трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Проектный метод позволяет широко использовать межпредметные связи.

    Проектный метод способствует выявлению способных и одаренных детей, развитию академической одаренности, интеллекта, личностных качеств обучающихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулированию интереса обучающихся к образованию в целом.

    Начиная с 2008 года растет число обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах различного уровня, сетевых проектах и НОО.

    Работа по подготовке к предметным олимпиадам проводится в течение всего учебного года. С детьми после уроков занимаются педагоги: решают нестандартные задачи, создают исследовательские работы, проекты.

    В 2009-2010 учебном году в городском конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я - исследователь» - учащийся 4 класса нашей школы стал победителем в номинации «Лучший проект».

    Немаловажной составляющей системы проектной деятельности считаем создание условий для развития всесторонней личности. Мы стараемся следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному и личностному развитию.

    При работе над каким - либо проектом и сам учитель должен быть готов к выполнению самых разнообразных обязанностей, связанных с их обучением и воспитанием; иметь живой, активный характер, быть доброжелательным и чутким. Учитель должен уметь проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и, что очень важно, к постоянному самосовершенствованию.

    Для определения квалификационных характеристик, необходимых для проектной деятельности школьников можно использовать перечень профессиональных умений, который включает:

    • 1. умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
    • 2. умение модифицировать учебные программы;
    • 3. умение стимулировать способности учащихся;
    • 4. умение работать по экспериментальному плану;
    • 5. умение консультировать родителей.

    Считаем, что система проектной деятельности, начиная с начальной школы, является достаточно эффективной, так как позволяет видеть личностные достижения обучающихся и дает возможность точнее намечать ориентиры дальнейшего развития.

    Елена Стадникова
    Роль педагога в проектной деятельности

    Роль педагога в проектной деятельности .

    Традиционная педагогическая деятельность традиционно осуществляется в соответствии с принятыми нормами и требованиями. Она ориентирована на разработанные конспекты занятий, построение строгой логики перехода от одной части программы к другой и т. п. Эта работа необходима в той мере, в какой она позволяет дошкольнику присвоить выработанные человечеству средства познания и бытия в окружающем мире. Благодаря этой работе ребйнку открывается богатство человеческой культуры. Но специфика культурного пространства заключается в том, что оно нормативно. Другими словами, в нём заданы образцы социально ценных продуктов и форм поведения. От ребёнка требуется, прежде всего, следование этим образцам. Например, для того чтобы придумать какую-нибудь песенку, нужно научиться играть, записывать ноты, нужно освоить, что уже придумано другими людьми. Если обратиться к таким областям науки, как математика, физика, химия и т. д., сразу станет понятно, что нужно сначала освоить массу материала : различные правила, законы и только потом появится шанс для творчества.

    Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том , что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы чётко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог , и ребёнок попадают в ситуацию неопределённости. Технологии проектной деятельности ориентирована на исследовании как можно большего количества заложенных в ситуацию возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и неизвестного педагогу ) пути. Естественно, что следование жесткой программе более комфортно для педагога , чем постоянное самоопределение в непонятной ситуации. Поэтому каждый педагог , занимающийся проектной деятельностью , должен понимать различия между традиционными формами работы и технологией проектной деятельности . Важно, чтобы педагог мог как можно дольше удержаться в пространстве возможностей и постараться максимально развернуть процесс их исследования, не трансформировав проектную деятельность в один из традиционных видов занятий с детьми.

    Неразличение субъектным и объектной позиции ребёнка- одна из опасностей, которая поджидает педагога при организации проектной деятельности .

    Эмоциональная и деятельная поддержка детей , которую оказывают им большинство педагогов детского сада , часто превращается в готовность воспитателя выполнить действие за ребёнка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы.

    Педагог должен образовать проблемную ситуацию для детей, но при этом он не должен навязывать свои варианты её решения, то есть нужно уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу, иначе ребёнок окажется в объектной позиции. Одно из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации проектной деятельности ,- умение слышать ребёнка. Педагогу гораздо легче самому предложить тот или иной способ действия, чем уступить это место ребёнку.

    В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом невозможно развивать субъективность ребёнка, оставаясь в жесткой позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивое и сформировавшееся представление о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Например, каждый педагог знает , кому и какие подарки можно дарить на восьмое марта и каким образом их можно изготовить. Понятно, что дети не сразу могут придумать оригинальный подарок. Но задача педагога заключается во все не в том, чтобы добиться от детей необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию с точки зрения пространства возможностей.

    Педагог знающий поступит по инструкции и : объяснит, как вырезать цветочки, куда их приклеить, как сложить открытку, то есть будет действовать с позиции культурной нормы. Педагог демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребёнок видит ситуацию (для ребёнка создание открытки или приклеивание цветочка- вовсе не очевидное действие, а своеобразное открытие, осмысление праздника). И только потом воспитатель обратится к культурным способам оформления замысла. И тогда вырезание цветочка станет средством воплощения замысла ребёнка, а не очередным звеном в реализации образовательной программы.

    Рефлексивность- главное качество личности педагога , работающего по технологии проектной деятельности .

    Как уже отмечалось, проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей. Коллективное обсуждение проблемной ситуации не только создает это пространство, но и открывает его для всех дошкольников, принимающих участие в беседе. Роль педагога в проектной деятельности не уменьшается , а, на оборот, возрастает. Он становится не только носителем содержания образования дошкольников, сколько собственно педагогом . Другими словами, он становится специалистом по проектированию социальной ситуации развития детей. Такое проектирование оказывается более сложным, чем в системе традиционного образования. От педагога требуется умение видеть как всю группу детей, так и каждого ребёнка. Педагог должен не только заранее продумывать возможные варианты социальной ситуации развития, но и постоянно импровизировать. Это требует от педагога ,с одной стороны, полной включенности в процесс движения в пространстве возможностей, а с другой стороны, отстранённости от этого процесса, связанного постоянным обдумыванием, рефлексией путей движения каждого проекта от начального этапа к конечному. Рефлексивность, осознание целей и способов проектирования совместно с детьми- эти способности педагога развиваются по мере освоения им технологии проектной деятельности .

    Публикации по теме:

    Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ (в свете ФГОС до) Семинар «Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ (в свете ФГОС ДО)» Роль педагога в организации условий.

    Проект «Украина – наш славянский сосед». Паспорт проекта 1. Организация: МБДОУ детский сад №65 г. Куровское. 2. Название проекта: «Украина.

    Из опыта работы «Роль педагога в работе с родителями» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Роль педагога в работе с родителями». Воспитатель первой категории Сердюк Татьяна Геннадьевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитать.

    Консультация для педагогов «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» Особенности адаптационного периодаТрадиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление.

    Организация проектной деятельности в ДОУ Для чего нужна проектная деятельность? Для поддержки детской познавательной инициативы; для получения позитивного социального опыта при.

    Курс «Педагогическая теория – современному учителю»

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

    № газеты

    Учебный материал

    Лекция № 1.Дидактика как универсальный инструмент педагогического творчества

    Лекция № 2. Содержание биологического образования в современных условиях и его состав

    Лекция № 3. Методы обучения, их специфика.
    Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

    Лекция № 4. Проблемное обучение на уроках биологии

    Лекция № 5. Проектная деятельность.
    Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

    Лекция № 6. Структура и типы уроков

    Лекция № 7. Интеллектуальное и нравственное развитие на уроках биологии

    Лекция № 8. Методологические аспекты науки на уроках биологии

    Итоговая работа – разработка урока.
    Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

    Лекция № 5. Проектная деятельность

    Что такое исследовательский проект.
    Педагогические цели проектной деятельности.
    Метод проектов в современной школе

    Исследовательский метод, или метод проектов, ведет свое начало от идей Дж.Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика, которые считали, что учебная деятельность детей должна быть осознана ими, практически целесообразна, полезна и интересна. Эти идеи были подхвачены рядом педагогов, в том числе С.Т. Шацким. К середине 20-х гг. ХХ в. метод проектов получил широкое распространение в советской школе, но затем достаточно быстро был отвергнут. Думается, что одной из причин неприятия метода проектов был страх перед тем, что появится поколение созидателей, а не послушных исполнителей чужой воли.

    Каковы цели обучения детей проектной, и в том числе, исследовательской, деятельности? Их несколько, но главными являются следующие:

    – формирование и развитие творческих способностей;
    – развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;
    – создание мотивов к обучению и самообразованию;
    – формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;
    – развитие коммуникативных умений и навыков;
    – развитие методологических умений и навыков.

    Приведенный перечень не исчерпывает всех целей, достигаемых применением в обучении исследовательского метода, однако в качестве ориентира для учителя, решившего активно работать этим методом, он вполне достаточен.

    Зарубежная школа давно и систематически вводит в процесс обучения элементы исследовательского метода. И собственно учебный процесс, и различного рода интеллектуальные марафоны, олимпиады, другие соревнования требуют от участников не только и не столько знания фактологии, сколько умения вывести эти знания на основе анализа приведенной информации, соотнести известные данные с требованиями задачи для получения новых данных и т.д. Может быть именно поэтому мы побеждаем на олимпиадах, где предложенные вопросы звучат достаточно традиционно и требуют от учащихся прочных знаний, и проигрываем, например, в олимпиадах, где требуются навыки переноса знаний и их применения в нестандартной ситуации. Прочитайте статью Г.С. Ковалевой «Изучение естественно-научной грамотности в рамках международной программы PISA» в журнале «Естествознание в школе» (№ 2/2004 г.) и вы поймете причины нашего отставания.

    Чему учатся учителя и школьники в процессе совместного исследования? Для того, кто внимательно читал предыдущие лекции, ответ ясен:

    – сотрудничеству и сотворчеству;
    – наблюдениям и отбору фактов;
    – видению и постановке проблем;
    – определению целей исследования;
    – постановке задач исследования;
    – умению формулировать гипотезы;
    – умению планировать эксперименты;
    – умению работать с информацией – искать, анализировать, отбирать, структурировать;
    – применять полученные знания для достижения своих целей;
    – конструировать новые способы деятельности;
    – анализировать полученные результаты.

    Кроме этих специальных методологических умений школьники учатся:

    – планировать работу;
    – оформлять работу;
    – письменно и устно представлять результаты работы;
    – защищать свою точку зрения.

    Таким образом, исследовательская работа, как никакая другая деятельность, формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.

    Исследовательская работа учащихся чаще всего проводится во внеурочное время, хотя и на уроках может практиковаться решение некоторых проблем, задач, постановка лабораторных опытов, а также обсуждение полученной информации, результатов работы и так далее.

    Однако, прежде чем приступать к систематической работе с применением исследовательского метода, следует концептуально осмыслить его место и удельный вес в практике работы конкретной школы. С дидактической, методической, общепедагогической точек зрения необходимо определить, каким образом включение школьников в проектную деятельность отразится на общей атмосфере школы; кто из учителей и детей будет, а кто, может быть, и не будет заниматься проектами. Дело в том, что участие в исследовательской деятельности – это не только дополнительная нагрузка, но и повод для конфликтов между желающими этим заниматься и отвергающими исследовательскую деятельность. Именно потому сначала следует установить некие общие правила: обязательность проектной деятельности для учителей и детей или ее добровольность; оплачиваемость этой работы для учителя или работа без материального поощрения. Иными словами необходимо принять некоторые правила игры. Тогда все, кто готов их соблюдать, становятся членами команды. Желательно, чтобы принятые правила были общими для всех.

    Для внедрения в практику школы исследовательского метода необходимо решить, с какого возраста дети начинают принимать участие в исследованиях; в каких формах это будет происходить (на уроках, во внеурочное время, в обеих формах); адекватны ли эти формы требованиям к исследовательской деятельности; как будет происходить защита проектов и кто к ней привлекается (эксперты, рецензенты, родители, слушатели и т.д.). Все эти условия должны быть согласованы со всеми участниками процесса обучения и отчетливо прописаны в соответствующем документе.

    В одной из школ основные положения этого документа выглядели следующим образом.

    1. Все ученики и учителя школы принимают участие в исследовательской работе, начиная со второго класса.
    2. Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой.
    3. Уровень трудности и содержания исследовательской работы превышает уровень учебного материала не менее чем на один класс.
    4. Если работа выполняется коллективом учащихся, то каждый член коллектива отвечает и за свою часть работы, и за работу в целом.
    5. Исследовательская работа оформляется в соответствии с общепринятыми правилами и требованиями к оформлению проектных работ.
    6. Работа защищается сначала перед учащимися класса, а затем перед учащимися школы, учителями и родителями.
    7. На защите оцениваются: уровень сложности и значимость работы, степень самостоятельности при ее выполнении, ее оформление, ораторское искусство, умение отвечать на вопросы.

    Наиболее существенными в этих положениях были пункты о требованиях к уровню сложности работы и о присутствии родителей на защите проектов. Первое из этих положений утверждает, что учащийся определенного класса должен выполнить работу, требующую усвоения и применения материала, относящегося, как минимум, к следующему классу. Например, ученик 6-го класса, защищающий работу по биологии, должен привлекать материал 7–8-х классов, причем не только по биологии, но, желательно, из курсов химии или физики. Иными словами, желательно, чтобы работа была интегративной и по содержанию, и по способам деятельности. Если исследование шестиклассника посвящено влиянию рН почвы на рост и развитие растений, то он должен знать, что такое среда, кислоты, соли, основания (щелочи), индикаторы, диссоциация и ряд других химических понятий. Он должен понимать, что такое факт, гипотеза, эксперимент, теория. Может быть, для выполнения какой-то работы понадобится знание иностранного языка, умение работать с компьютером, находить информацию в Интернете и т.д. Если дети защищают проект «Бородинская битва», то они должны проработать огромное количество литературного и изобразительного материала, поработать в музеях в Москве и Бородине (естественно, под руководством учителя) и только после этого оформлять работу и представлять ее к защите. Причем в оформлении работы должны присутствовать и литературные, и изобразительные элементы.

    Одной из серьезных проблем проектной работы является выбор ее тематики. Дело в том, что исследовательская деятельность многозначна и осуществляется с различными педагогическими целями. В одном случае она направлена на развитие способностей каждого учащегося класса или школы, независимо от его интереса к конкретному предмету. Например, на уроках биологии все занимаются решением проблемных задач или ставят опыты на пришкольном участке. Ученики могут и не интересоваться биологией, но исследовательской деятельностью занимаются, и она приносит определенную пользу. В других случаях тема работы – это предмет активного интереса ученика, которого интересует как объект изучения, так и собственно исследование. И если в первом случае уровень сложности работ относительно невелик, то во втором случае трудно даже предусмотреть, какие дополнительные шаги для достижения цели придется совершить исследователю. Все это необходимо предусматривать, планируя ту или иную тему исследования. Нужно учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение учебного года, не должна отнимать у ученика слишком много времени. Ведь существуют учебная программа, домашние задания, множество других дел и длительная работа может просто надоесть ученику. Кроме того, бывает, что один ученик выполняет не одну, а несколько исследовательских работ одновременно. Настоящими исследованиями в школе, как правило, пока занимаются лишь немногие школьники, и для того, чтобы увлечь этой деятельностью большинство, необходимо придумывать интересные и посильные формы проектной работы.

    Одним из наиболее удачных способов вовлечения детей в исследовательскую работу я считаю туризм – сочетание отдыха с научной деятельностью. Путешествуя на байдарках, можно изучить историю и географию местности, видовое разнообразие растений и животных бассейна реки, экологическую обстановку (состав и рН воды, воздуха, почвы и т.д.). Такие исследования подходят как для каждого участника похода, так и для малых групп детей. Но могут быть и специальные, достаточно глубокие научные исследования. Приведу примеры некоторых из них, взятые из сборника исследовательских работ «ХХI Всероссийские юношеские чтения имени В.И. Вернадского» (М., 2004.):

    «Структура сообществ донных беспозвоночных и оценка степени антропогенного загрязнения водостоков бассейна реки Белая»;

    «Жесткокрылые (жуки) соленых озер степной зоны Новосибирской области»;

    «Влияние абиотических и биотических факторов на развитие различных отделов водорослей в аквариуме».

    Эти и другие исследовательские работы старшеклассников носят объективно значимый и серьезный характер. Они полноценны как по целям и задачам, так и по методикам исследования, оценке результатов и выводам.

    Для помощи учителям в выборе тематики исследований приведу несколько планов исследовательских работ из книги К.Сент-Илера «Элементарный курс зоологии» (Санкт-Петербург, 1888 г.):

    1. «Найдите весною в пруду икру лягушки и положите ее в акварий. Наблюдайте за развитием головастиков. Через сколько времени появится зародыш в яичках? Какой вид имеют только что вышедшие из икры головастики? Когда заметите вы у них жабры? Через сколько дней пропадут наружные жабры? Что головастик ест? Когда появятся у него задние ножки? Когда появятся передние? Все ли головастики одинаково скоро развиваются? Когда выйдут из воды молодые лягушки?

    2. Найдите на иве, березе или ольхе зеленых личинок с семью парами ног и белой головой. Если эту личинку взять в руку, то она свертывается в кружок. Посадите в банку и кладите туда ежедневно свежих листьев березы, ивы или ольхи. Как грызут личинки листья? Линяют ли личинки? Много ли едят листьев? Долго ли остаются личинками? Как превращаются они в куколки? Сколько времени лежит куколка? Какое насекомое выйдет из куколки? На какое насекомое (из описанных в этой книге) оно больше всего похоже?»

    Уже эти два примера показывают, каким образом можно начинать приобщать школьников к исследованиям. Работы по этим темам вполне доступны учащимся, интересны, не очень продолжительны, но и не очень сжаты по срокам, их можно выполнять в облегченном режиме. В задании практически обозначены все шаги исследования, их нужно только выполнить. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. необходимые первичные действия, с которых начинается исследование. Постановка проблем исследования, выдвижение гипотез, планирование и проведение новых экспериментов – это следующий шаг в проектной работе. А сначала необходимо заинтересовать этой деятельностью школьников. Именно поэтому доступность материала для исследования, относительная простота выполнения работы, ее практическая направленность и значимость могут послужить стимулом для приобщения школьника к исследовательской деятельности.

    Теперь следует коснуться роли учителя в проектной деятельности. Глубоким заблуждением было бы думать, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы и выступает в роли постоянного опекуна. Это не так и нельзя этого допускать. Учитель по отношению к ученику выполняет функции консультанта и научного руководителя точно так же, как это происходит в большой науке. Юный исследователь должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы лежит на нем. Он должен думать о сроках выполнения, добросовестности и научной достоверности своих исследований. Дело учителя – напомнить об этом, подсказать направление, в котором следует искать, отредактировать текст, если это необходимо. Конечно, учитель волнуется за своего подопечного, однако это не означает, что он должен работать за ученика и контролировать каждый его шаг. Это бессмысленно, если вы добиваетесь научной самостоятельности школьника.

    В заключение приведу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации проектной работы, которые необходимо применять не только в проектной деятельности, но и в повседневной преподавательской практике.

    1. Создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой ученикам проблемы, создание проблемной ситуации.
    2. Совместное участие учителя и учеников в анализе проблемы.
    3. Выдвижение гипотез, подвергающихся проверке, и отсев бесполезных гипотез.
    4. Ознакомление с методами исследования проблемы и данными науки.
    5. Составление плана работы.
    6. Выявление связей темы исследования с другими (близкими) темами.
    7. Поиск противоречий.
    8. Выдвижение новых гипотез и их обсуждение.
    9. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
    10. Предзащита работы.
    11. Окончательное оформление и защита работы.

    Требования к оформлению проектной (научной) работы практически совпадают с таковыми, предъявляемыми к дипломной или диссертационной работе. Во введении должны быть обозначены: актуальность темы, проблема и гипотеза исследования. Затем цели и задачи исследования, их новизна (пусть только для ученика) и практическая значимость. Должны быть выделены предмет и объект исследования и положения, выносимые на защиту. Каждый из этих пунктов должен быть в большей или меньшей степени отражен в работе. Затем следует литературный обзор проблемы, экспериментальная часть, если она проводилась, выводы и заключение.

    Однако существуют проекты, не имеющие отношения к научному исследованию и, тем не менее, являющиеся вполне творческими и самостоятельными работами. Это, например, написание литературного произведения, пьесы, сценария кинофильма; постановка спектакля; написание компьютерной программы, отображающей то или иное явление (фотосинтез, деление клетки и т.д.). При выполнении этих и подобных работ проявляются все те же исследовательские и творческие навыки, однако оформление и защита подобных работ проходят иначе и зависят от их жанра.

    И последнее, термин «проект» получил неоднозначную трактовку, и надо понимать, что любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, но не каждый проект является исследовательской работой. В этом, пожалуй, и заключается основная разница в трактовке понятия «проект» и «исследование» в современной школе.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

    1. Назовите характерные признаки проектной работы.

    2. Должны ли родители присутствовать на защите проекта их ребенком? Аргументируйте ответ.

    3. В чем чаще всего заключаются различия между учебным и подлинно научным проектом?

    4. Придумайте 2–3 темы проектов по биологии и спланируйте работу по ним.

    Литература

    Полат Е.С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей. – М., 1997.

    Похожие статьи

    © 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.