Как вспомнить прошлую жизнь? Регрессия в прошлые жизни. Регрессивный гипноз - путешествие в прошлую жизнь Гипноз погружение в прошлую жизнь

Гипноз является очень мощным инструментом, и мы не можем претендовать на то, что нам все известно о его воздействии или возможностях. Он имеет несколько мрачноватую репутацию в официальных психологических кругах — за ним тянется шлейф дурной славы. И, надо признать, этому немало способствуют гастролирующие гипнотизеры, которые занимаются скорее шоу-бизнесом, чем терапией.

Но многие психотерапевты продолжают, очень осмотрительно, использовать гипноз в качестве инструмента, позволяющего получить доступ к глубинным слоям погребенной памяти. И как раз во время сеансов гипноза, используемого в таких целях, некоторые психотерапевты отмечали очень странные явления.

Из глубины подсознания пациентов всплывали воспоминания, которые не имели никаких очевидных корней в их жизни; это было похоже на память прошлой жизни.

Американский психотерапевт д-р Эдит Фьоре описывала, как впервые столкнулась с подобными реминисценциями из прошлой жизни на примере одного своего пациента.

«Он обратился ко мне, — писала она, — в связи с мучительными психологическими зажимами в сексуальной сфере. Когда я попросила его, в то время как он находился под гипнозом, вернуться к истокам своих проблем, он сказал: «Две или три жизни тому назад я был католическим священником».

Это стало для нее совершенной неожиданностью. Но в ней заговорил профессионализм, и она помогла ему восстановить картину того, что он описывал как жизнь священника в Италии семнадцатого столетия. При следующей встрече пациент сообщил, что освободился от своих проблем.

Разумеется, она была не первой, кто обнаружил, что гипноз обладает явной способностью пробуждать память прошлых существований. Первым значительным случаем, заинтриговавшим общественность, было нашумевшее в 1950-х годах в Соединенных Штатах сенсационное дело Брайди Мерфи, в котором речь шла о предшествовавшем существовании в Ирландии девятнадцатого столетия.

Брайди Мерфи это имя женщины из ирландского города Корк, жившей в 19 веке, которая якобы начала разговаривать через Вирджинию Тай, находившуюся в состоянии гипноза. Это произошло в городе Пуэбло, штат Колорадо, в 1952 году, когда местному бизнесмену и гипнотизеру-любителю Морею Бернштейну удалось вызвать у Вирджинии регрессию к прошлой жизни.

Бернштейн проводил сеансы с Тай много раз. А она, находясь под гипнозом, пела ирландские песни и рассказывала на провинциальном наречии ирландские истории, при этом всегда называя себя именем Брайди Мерфи.

Гипнотизер Бернштейн с Вирджинией Тай

В Англии сходный шквал поддержки и критики был вызван гипнотизером Арнэлом Блоксхэмом, чьи пациенты, вспоминавшие о прошлых жизнях, получили немалую известность, когда телеканал Би-би-си снял о них документальный фильм.

Несомненно, что такие случаи захватывающи, субъекты сообщают массу очень причудливых и интимных деталей о своих предыдущих жизнях. Верно и то, что они стали предметом пристального рассмотрения и критики.

Возможно, самым знаменитым пациентом Блоксхэма был мужчина, который под гипнозом вспомнил о том, как в восемнадцатом веке служил канониром на британском фрегате с тридцатью двумя пушками на борту под командованием капитана Пирса.

Корабль, видно, носил витиеватое и труднопроизносимое название; матросы, по словам пациента, прозвали его «Агги». Он так и не смог вспомнить его настоящее название. Возможно, матрос тех дней не умел прочитать или произнести его. Возможно, это прозвище было сокращенным вариантом от Агамемнона или чего-нибудь в этом роде.

Во время своих воспоминаний он употреблял большое количество старомодных фраз и специальных морских терминов, знакомых только морякам той эпохи. Он привел множество подробностей из жизни матросов в те дни: вонь, кишащая червями пища, холщовая одежда и порки — которых, по его словам, он избежал, поскольку умел «укладывать пушку».

Его первый — и единственный — сеанс гипноза завершился драматическими событиями морской баталии. Он описал, со страстью и яркими подробностями, сражение с французским кораблем неподалеку от порта Кале. Они много часов ожидали вблизи берега, прячась в утреннем тумане.

Все пушки были наготове, запалы вставлены. Запальщики размахивали тлеющими кусками пропитанного смолой шнура, чтобы не дать им погаснуть, в любое мгновение готовые поднести фитиль. Корабль курсировал взад и вперед в ожидании появления французского судна. Когда он в конце концов появился, английские канониры были готовы дать бой.

Он описал этот бой. Корабли начали надвигаться друг на друга. Менее опытные канониры проявляли нетерпение, горя желанием открыть пальбу. Он продолжал свой рассказ:

«Стой, стой! Жди приказа — спокойно, парни, спокойно — тихо, еще не время — жди приказа, без приказа нельзя — качай фитиль, есть, сэр — не стой у задка — теперь давай. Вот теперь давай — жарь! — (крики ликования при начале пальбы). Молодцы, ребята — задай им жару, задай им как следует — врежь им по передку — (истошные вопли) — оттащите его, оттащите — несите его в кубрик — да несите же — а теперь задай им жару — задай им по первое число!..

Заряжай ядро — шомпола — забивай его, забивай, дурак, сперва забей его — заряжай, заряжай ядро — живей, номер четвертый, не отставай — заряжай, забивай как следует — вставить запалы — качай фитиль — есть, так точно, сэр — готовьсь!..

Заряжай, парни — как мы им дали — живей, живей — наведи пушку — тьфу, черт тебя дери — ты как укладываешь пушку — Господи, они зацепили старину Пирса, они зацепили старину Пирса — {внезапный ужасный крик) — чертова нога — {непроизвольно кричит и стонет) — нога — моя нога!»

Пациент пробудился настолько потрясенным, что уже больше никогда не подвергал себя гипнозу.

Рассказ этот был столь необычайным и столь убедительным, что принц Филипп и граф Маунтбаттен, оба служившие в королевском флоте, потребовали магнитофонные записи этого, очень похожего на воспоминания о прошлой жизни, повествования.

Они поставили перед историками Британского адмирал тейства задачу установить корабль, капитана и сражение. К сожалению, несмотря на все изобилие подробностей, они так и не смогли этого сделать. Значит, это не подлинный случай реминисценций о прошлом существовании? Всего лишь фантазия, расцвеченная фрагментами из книг, кинофильмов и радиопередач?

Вердикт все еще не вынесен.

Стоит ли верить воспоминаниям под гипнозом?

Никем не отрицается, что гипноз — полезное терапевтическое средство, но соответствуют ли сделанные под гипнозом заявления о прошлых существованиях объективной действительности? Д-р Фьоре, например, не делает попыток подтвердить историческую достоверность того, что рассказывают ее пациенты. Ее интересует психологическая, а не историческая правда.

Она интересуется лишь тем, что поможет исцелиться пациенту. Если психологические расстройства пациента излечиваются или облегчаются за счет понимания причин проблемы в терминах реинкарнации, то одного этого ей достаточно, чтобы относиться к ней всерьез. Такой подход сильно напоминает поиск Далай-ламы; все это увлекательно, притягательно и действует неотразимо — но едва ли научно.

Психиатр давно осознавал эту трудность. В своих собственных исследованиях вопроса о реинкарнации он воздерживался от применения гипноза. Он откровенно признавал, что применение его привлекательно; кажется, что оно дает возможность создания лабораторных условий для контроля и верификации.

Но, как он объяснял, это иллюзия. Всегда оказывается невозможным контролировать предшествующий опыт знакомства субъекта с подробностями, встречающимися при припоминании «прошлых жизней» — вроде романов, пьес, художественных или документальных фильмов.

Он объяснял, что эти кажущиеся прошлые существования возникают, по-видимому, из нескольких источников: они содержат фрагменты собственной личности субъекта наряду с фантазийным материалом, почерпнутым из разнообразных источников, печатного или кинематографического рода. Немалое влияние на них оказывает и то, что пациенту кажется, что гипнотизер хотел бы от него услышать. Иными словами, пациент хочет угодить специалисту, дав ему «правильные» сведения.

Стивенсон прибавлял, что здесь также возможен и элемент паранормального свойства, относящийся к ясновидению, телепатии, некоего рода внетелесному существованию или к феномену подлинной реинкарнации. Но все эти источники могут присутствовать одновременно, совокупно образуя такое «припоминание». Такое сочетание дало бы связную и захватывающую историю, однако не ту, которая является всецело памятью прошлой жизни.

И все-таки мы не можем полностью забраковать воспоминания — при всей их ненадежности, — вызываемые в состоянии гипноза. Кто знает, может быть, некоторые подлинные воспоминания о прошлых существованиях притягивают к себе весь связанный с этим материал, который ум годами собирает и копит.

Возможно, что каким-то образом, находясь в состоянии гипноза, субъект оказывается неспособным различать грань между этими источниками и потому предъявляет всю имеющуюся у него информацию, объединенную в убедительное целое.

Смерть рыцаря

Но некоторым из заявлений, некоторым из воспоминаний такого рода присуще спокойное достоинство, лишенное налета драматизма ощущение достоверности. Их не так легко забраковать и полностью списать.

Один такой пример из архива д-ра Фьоре касается мужчины, который рассказывал о своем участии в рыцарском турнире в Англии в I486 году — турнире, который лично для него окончился крайне плачевно.

«Я сижу в латах на своей лошади... Я — я немного волнуюсь... и меня как бы немного... немного вроде тошнит».

Находясь в состоянии гипноза, пациент описывал д-ру Фьоре те мгновения, которые предшествовали его выходу на арену в рыцарском состязании в Англии, во времена правления короля Генриха VII.

Описав то, как он нервно ожидал своей очереди, он в конце концов заговорил о своем выходе. Внезапно его тело сильно дернулось. Он сообщил, что только что противник сбил его с лошади. Д-р Фьоре спросила, лежит ли он на земле.

«Нет, я вроде бы... поднялся... я больше испытываю стыд, чем напуган, но... у меня все плывет перед глазами... мне кажется, у меня рана в животе».

Его противник, по-прежнему на лошади, тем временем кружил, выжидая случая, чтобы добить булавой свалившегося рыцаря. Пациент описал вставшие перед ним трудности: вооруженный лишь топором, он, как бы ни старался, не смог бы нанести большого увечья конному противнику.

Внезапно рыцарь двинул на него свою лошадь. При этом он взмахнул своей булавой — цепью с ядром на конце, утыканным шипами, — нанеся по голове своего спешившегося противника смертельный удар.

Лицо пациента д-ра Фьоре исказила гримаса агонии. Она спросила его, где он находится. Слабеющим голосом он ответил: «Я лежу на траве... я.ничего не чувствую... только что-то теплое... и красная кровь... теплая кровь вытекает из моего тела... и мне кажется, что у меня как будто... я увидел белый свет и... я вроде как поднялся в воздух...»

«Я лежал лицом вниз и затем стал подниматься в воздух все так же лицом вниз... поднимался все выше и... сперва как будто на три фута... и потом стал подниматься прямо вверх... и просто полетел... Ощущение тепла во всем моем теле и полного освобождения... Я вижу всю местность подо мной. Я могу видеть все».

Регрессивный гипноз-это техника гипноза, благодаря которой человек, погружаясь в состояние транса, имеет возможность просматривать вариации своих прошлых жизней, генерировать новые пути решения проблем, набраться недостающего опыта. Таким образом лечатся многие эмоциональные и психологические расстройства, которыми страдает, без преувеличения, все современное общество.

«Как я умер в прошлой жизни»- самоуничижение и тревога, обвинение себя

Я узнал о технике регрессивного гипноза случайно, когда увидел пост о гипнозе в социальных сетях. Была глубокая ночь и я, как обычно это бывает, не мог заснуть от множества мыслей в голове. Чтобы немного скоротать время, я бесцельно изучал пространство интернета. Наткнувшись на тему изменения человеческого сознания в состоянии транса, меня привлекла концепция регрессивного гипноза.

Дело в том, что после 20 лет, когда мой отец умер от рака щитовидки, я ощущал непрерывную тревогу и угнетенность, меня стало беспокоить мое душевное состояние. Тогда я обратился к психотерапевту, но мне лишь прописали таблетки, основываясь лишь на поверхностных симптомах. В периоды отката эффекта антидепрессантов, я ощущал свою беспомощность и бесполезность для этого мира, совершал бесконечные попытки заглушить или же заместить внутреннюю грусть, но все напрасно. Когда я пришел в нормальное состояние, решил воспользоваться методом регрессий, воодушевившись историями успешного регрессивного гипноза у прошедших. Мне срочно нужна была помощь гипнолога, иначе я бы успешно дошел до шизофрении, глотая таблетки всю жизнь.

Спустя недельной подготовки к сеансу, я направился к специалисту. Девушка была весьма проницательной, она будто смотрела сквозь все мои уровни психики. Я доверился ей и позволил ввести себя в транс. Процесс гипноза записывался на видео; я проговаривал все, что видел, все свои действия, чтобы иметь связь с регрессологом и настоящим миром.

Мое детство. Я оказался возле старого дуба, который любил мой отец (он умер, когда мне исполнилось 20 лет), я продолжал движение и оказался в детской люльке, потом тьма, слышу, как бьется мамино сердце, направляюсь глубже в сознание. Передо мной возникло чистое поле, по сторонам в ряд стояли двери разного дизайна. Я приказал себе войти в 4-ю дверь справа. Открыв дверь, я увидел момент смерти какого-то мужчины в возрасте, атмосфера напоминала 18 век Англии. Мужчина лежал на кровати, я, неожиданно для себя, вбегаю в пространство комнаты и бросаюсь к кровати с дикими рыданиями и болью в груди. Чувствую вину, сумасшедшую тревогу, я ненавижу себя. Оказалось, что этот мужчина- отец того, в чьем теле я нахожусь. Это мальчик лет 15-ти, очень эмоциональный и чувствительный парень, он не верит в то, что происходит. Ко мне приходит осознание, что мальчик винит себя в смерти отца, как это бывает в сознании детей при несчастном случае. Мужчина умирает от болезни, как и мой отец когда-то.

Так как стресс является причиной многих смертельных заболеваний, на этот раз именно он повлиял на здоровье этого незнакомца. Судя по всему, мальчик был очень озорным и непослушным, отцу приходилось много времени уделять для воспитания парня, так как мать умерла при родах (эта информация была у меня в памяти на тот момент). Мужчина много нервничал и часто болел,сложная работа и воспитание трудного подростка значительно влияли на иммунитет и подпитывали раковые клетки. Мальчик осознавал, что именно он довел отца до такого состояния, что из-за него умирает второй значимый член семьи.

В сознании ребенка, по всей видимости, сформировалось убеждение, что он повинен в смертиматери, а сейчас он убил собственного отца. Парень уничтожал все, что есть в его душе, кормил ненависть к себе, тревогу и страх. На следующий день мальчик убил и себя. В момент, когда я спроецировал эту ситуацию на себя, гипнолог уже определила корень моей проблемы и начала искать пути устранения комплекса. Она была голосом, который сопровождал меня в пространстве подсознания. Девушка разбирала, увиденную мной ситуацию. Регрессиолог объясняла истоки моих переживаний и депрессии, сопоставляла факты из моей жизни и регрессивного опыта. Потом было еще несколько сеансов терапии, чтобы более глубоко рассмотреть мои комплексы и избавиться от них, посредством психологического воздействия в состоянии транса.
На следующий день, после регрессивного опыта, я начал чувствовать свободу, будто душа избавилась от некоторого количества грязи, что мешала мне двигаться дальше.»
Артем, 35 лет

Опыт регрессии - заниженная самооценка, больной скептицизм

Моя самооценка опустилась примерно в ядро Земли и там прекрасно себя чувствовала, но я, как хозяйка своего пространства души, чувствовала некий дискомфорт. К тому же, я еще и скептик, сноб и вот все вот эти вот неприятные качества человека, которые всех раздражают - это я. Меня не многие могли терпеть, а тем более дружить, но все же были такие сумасшедшие люди. Мать навязывала идею сходить к психотерапевту или же, самое гениальное, к психологу, но я была убеждена в том, что эти люди- подобие цыган с дипломом (и то не факт, что с настоящим).

Моя знакомая, пытаясь помочь моему состоянию, так как не могла наблюдать за самоуничтожением, посоветовала изучить теорию регрессивного гипноза и сходить к специалисту по данной технике. Я лишь «покрутила пальцем у виска», ее варианты выхода из ситуации оказались хуже, чем у моей матери.

Навязывать эту идею моя подруга начала незаметно, ну как незаметно, просто показывала всякие видео с «ютуба», истории с регрессивного гипноза, как влияет гипноз на человека. Постоянно разговаривала со мной об этом, втирала мне в десна эту «чудо-концепцию». В итоге я психанула, и мы поспорили. Если регрессивный гипноз мне действительно поможет, то я отдам все деньги за терапию и оформлю подруге поездку в Венецию. В случае, если я выиграю, то все расходы за ней, вдобавок она погасит часть моей ипотеки. Люблю выгодные споры и разочаровываться в этом мире.

Итак, я прошла несколько подготовительных сеансов, пришла непосредственно на саму терапию, гипнолог (это был симпотный мужчина с озорным взглядом) дал мне несколько советов, после мы приступили к гипнозу. Он задавал рядовые вопросы в стиле «что ты сейчас чувствуешь?», «что видишь?» ит.д. Мой внутренний голос бился в истерическом смехе, но я держалась. Дальше было совсем не смешно. Я вошла в свое подсознание, будто меня вывернули наизнанку и показали все мои страхи, комплексы, предубеждения, заставили переживать несколько жизней разных людей в разной временной линии.

После этого я могу точно утверждать, что видела абсолютно все в этой и предыдущих жизнях. Я видела причины своих страданий, я видела все свои травмы, переживала дичайшую боль. Этот человек влез в мое подсознание вместе со мной, воздействовал на меня, менял образ мысли. Нельзя так зверски использовать магию вне Хогвартса, чувак.

Спустя несколько подобных сеансов, я превратилась в розового плюшевого кролика с некоторыми дефектами души, но прогресс проявлялся каждую неделю. Я чувствовала те положительные эмоции, что были скрыты для меня годами. Ипотеку, конечно, не удалось оплатить, да и терапию за свой счет сделала, но у меня, как оказалось, очень хорошая подруга, которая разделила со мной поездку в Венецию. Ведь в это место я мечтала съездить года 4, только комплексы ставили запрет.»

Анна, 29 лет

Как я умерла в прошлой жизни - нет мотивации для действий, нет будущего

«Ничего необычного, в принципе, в моей характере не было. После окончания университета (наконец-то), я не видела особых причин для самореализации в профессии, в творческой инициативе и т.д. Пошла работать в офис, где мне платили 30 к. Не так давно повысили с контент-менеджера до HR (зп превратилась в 35 к.). Все шло своим чередом, я снимала квартиру на пару со своим мч, работала 5/2 с 9 до 6 вечера, ныла о своей бездарности и ложилась спать. Молодой человек постоянно что-то делал, рисовал ночами напролет, организовывал разные проекты, слушал мое нытье. Он был моим спасательным кругом, чтобы уж совсем не превратиться в амебу.

В момент нашей весьма пассивной ссоры, мч кинул в меня какой-то книгой с эзотерикой, прокричав что-то про регрессивный гипноз и возрастную регрессию. Заставил меня прочитать информацию про эту тему, а мне противостоят ему было лень как-то, да и смысла не было. Он оплатил мне сеансы регрессивной терапии и я, от нечего делать, отдалась воле судьбы, как говорится. Принимала меня какая-то старушка из американских фильмов про домохозяек.

Мы прошли первичную подготовку, далее приступили к самой регрессии. Сказать, что я познала мир - не сказать ничего. Опыт регрессии был настолько ярким событием во всей моей жизни, что все остальные воздействия на сознание (психология, другие техники гипноза) казались лишь поверхностным копанием в собственных воспоминаниях. Я увидела жизни людей разного сорта и происхождения. Ощутила весьма болезненные воспоминания, раскрыла свое нутро, посредством совершенно незнакомых мне людей, которые бездарно умирали и так же бездарно жили. Перенесла их ситуации, мысли, чувства на себя. За несколько опытов регрессии я научилась мыслить и чувствовать этот мир по-другому, во мне появилось желание жить, любить, творить, оставить след на моем поколении. Молодой человек изредка начал скучать по моей инертности, но все же был рад перестановкам моего сознания в сторону экстраверта.
Эзотерика оказалась не такой бредовой идеей, как ее показывали по ТВ3

Ольга, 27 лет

История с регрессивного гипноза - болезненная ревность

«Не верю в гипноз, учитывая даже техники Фрейда, что тут говорить, если я даже близким с трудом верил. С детства я был очень ревнивым, никто не мог переубедить меня в том, что это вообще-то не особо нормально, даже в возрасте 23-х лет. В 30 меня уже начало немного беспокоить, что я не имею ни друзей, ни любимой девушки, только родственники как-то терпели мои выкидоны, но старались реже видеться со мной. Да, истерики типа «почему ты разговариваешь с ним больше, чем со мной?» были моим коньком. На тот момент я часто читал работы знаменитых психоаналитиков и обнаружил тенденцию на гипнозы.

Прошарив интернет с подобной информацией, я наткнулся на регрессивный гипноз техники Долорес Кэннон. Эта женщина кажется бездарной домохозяйкой, но что-то в концепции ее метода есть, подумал я. После долгих и нудных анализов эффективности регрессивного гипноза, я решил попробовать его на себе (благо зарплата позволяет проводить эксперименты над своим сознанием), хоть я и был ревнивой истеричкой, но очень любознательной истеричкой, ага.

Ну, пришел я, значит, к регрессологу. Выполнил его требования по подготовке к терапии, мы мило побеседовали, и я вошел в транс за доли секунды. Очень я ведомый. Увидел детство, брат отнимает у меня деревянную лошадку, а затем бьет ладошкой по лбу, вообще-то неприятная ситуация. Иду я дальше, вижу двери в воздушном пространстве и, как это положено, захожу в одну из них. Наблюдая душераздирающую картину от своего лица. Вот я, какой-то мужик лет 40-ка, убивает своего друга в пьяном угаре за недостаточно дружелюбное рукопожатие. Что? Этого я не мог сделать! Я же не псих…Я псих. Во мне происходят аналогичные чувства, когда я вижу, что кто-то уделил внимание больше чужому человеку, нежели мне. Слышу голос гипнолога, он пытается вывести меня из состояния шока и внутренней истерии, я чувствую, что плачу. Быстро выхожу из двери и кричу. Специалист психологическими методами пытается привести меня в адекватное состояние, выстраивая логическую цепочку, произошедшего. В сознании что-то щелкает, и я успокаиваюсь, прислушиваюсь к голосу моего наставника, пытаясь все глубже вникать в его слова и сконцентрировать внимание наопыт регрессии.

После плавного выведения из транса, я снова пересказываю гипнологу все, что увидел, он, в свою очередь, задает мне вопросы, связанные с моим комплексом. Мои ответы идут из самой души, я высказываю свои чувства, анализирую их и понимаю, что что-то во мне поменялось, я уже не чувствую яростную ревность, во мне рождается понимание по отношению к окружающим людям.
Нам предстоит еще многое проработать в моем сознании, но близкие начали чаще со мной взаимодействовать. Хотя бы не чувствую себя психом ревностным.»

Денис, 35 лет

История c регрессии - непреодолимое желание делать людям больно (морально и физически)

«Нет, монстром я не был, но бабуля называла меня пару раз «чертягой». После тяжелого расставания с девушкой я стал немного агрессивным и получал от этого некоторое удовольствие. Слишком часто огрызался, не фильтровал речь при разговоре с близкими, нарывался на драки, оскорблял родителей, насиловал девушек. Мне было легче, когда всем вокруг больно, но не мне. Родители отправили меня к психотерапевту, но что-то он не особо справился с этой задачей, удивившись, что всякие там транквилизаторы мне слабо помогают. Мы просекли фишку, что этот человек вытягивает с нас деньги, основываясь лишь на том, что этот случай слишком тяжелый.

Моя бабуля предложила свою помощь, она занималась эзотерикой и хорошо проводила сеансы терапии гипнозом за бесплатно (добрая женщина помогала несчастным людям). Мы с не скооперировались и провели несколько подготовительных сеансов перед гипнозом, а после и сам регрессивный гипноз.

Бабушка у меня очень ласковая и добрая, поэтому вхождение в транс она проводила максимально мягко, будто я засыпал под звуки колыбельной. Сначала голос бабушки привел меня в детство, после в утробу, а дальше я перебрался в какой-то густой лес, где было много светлячков и странных дверей. Ради интереса я заглянул в одну. Передо мной возникла исключительно отвратительная картина со сценой жестокого убийства девочки-подростка. Убийцей был я, ее отец. Не справившись с приступом агрессии, отец всячески избивал девочку, наслаждаясь ее криками о пощаде. Ее сердце не выдержало, она умерла от разрыва. Я - ее отец, и я схожу с ума. Руки дрожат, слезы и паника нахлынули с безумной силой, я бросился вызывать скорую, мне очень больно, я не хочу, чтобы все так произошло, я ее люблю больше своей жизни. Она была всем, единственным человеком, кто любил меня, несмотря ни на что.

Я не был плохим отцом, я сорвался. Зачем я себя оправдываю? Я себя убил. Когда я вышел из пространства двери, меня тошнило от самого себя, потому что я увидел смерть любимого человека, этот опыт перевернул всего меня. Бабушка снова заговорила со мной, ее ласковый голос вывел меня из состояния душевной агонии. Я стоял посреди этого леса, мне было очень страшно, я хотел исчезнуть, осознавая сколько боли принес в этот мир. Бабушка применяла свои таланты отличного дипломата и психолога, разговаривая со мной, пока я находился в состоянии транса. Мы проводили беседу типа вопрос/ответ. Бабуля вытащила наружу моего демона, который подпитывался комплексом ненужности, и разорвала все его убеждения, если так можно выразиться.

После первого сеанса, мы проводили много подобных практик. Я по нескольку часов извинялся перед своими близкими, ежедневно, я писал им огромные письма, компенсировал все это подарками. Я ненавидел себя, но справлялся.»

Павел, 24 года

Делитесь вашими историями регрессивного гипноза и знанием того, как вы умерли в прошлой жизни.

В гипнотической работе есть особняком стоящее направление: регрессивный гипноз. Почему особняком? Потому что гипноз и так окружен множеством домыслов, суеверий и спекуляций, а использование его для регрессии нередко воспринимается уж в совсем мистическом ключе.

Интернет пестрит объявлениями о возможности совершения духовного путешествия в прошлые жизни…

… в собственный внутриутробный период с полным переживанием процесса своего рождения на свет…

…на другие планеты …

… и в иные измерения…

… а регрессивный гипноз (или, более научно, гипнотическая возрастная регрессия) позиционируется в качестве идеального проводника для таких прогулок. Вы думаете, что я сейчас стану опровергать наличие прошлых жизней или других измерений? Не буду, я в этом ничего не понимаю. Зато я уже много лет работаю с регрессивным гипнозом и могу кое-что рассказать о нем с тем, чтобы показать, для чего люди могут его использовать, как инструмент решения жизненных задач.

Гипнотическая регрессия - коммуникативная техника, и с ее помощью человек, погружаясь в состояние транса, может вспомнить / реконструировать / заново придумать детали какой-то картинки, которую он не может воссоздать в целостном виде. В качестве метафоры можно привести собирание паззла, некоторые фрагменты которого затерялись, а не лежат перед вами на столе.

Основное показание для того, чтобы вообще затевать весь процесс с гипнотической регрессией - возникшая у человека необходимость что-то вспомнить плюс невозможность сделать это в обычном состоянии сознания. Самый прагматичный вариант использования регрессивного гипноза со сравнительно недавнего времени активно применяется в силовых структурах для работы со свидетелями преступлений. Проблема свидетельских показаний заключается в том, что люди от шока или со временем забывают детали преступления, свидетелями которых им довелось стать (в данном случае о сознательном сопротивлении даче показаний не говорим), а потом путаются и меняют показания. И если правильно организовать процедуру работы со свидетелем и использовать при этом регрессивный гипноз, шансы на успех значительно вырастают.

В основном, конечно, регрессивный гипноз применяется в психотерапии. Нередко запрос клиента звучит так: «Если бы я тогда, пять (десять, двадцать, тридцать и т.п.) лет назад не сделал бы того-то и того-то (или, напротив, сделал бы то-то и то-то), то теперь я бы не…» - далее перечисляются все существующие проблемы, а завершается подобная тирада восклицанием: «Если бы можно было вернуться в прошлое и все исправить!».

Тогда психотерапевт предлагает регрессию. И человек может в трансе вернуться в ту ситуацию, которая для него актуальна (или чуть-чуть раньше, чем она случилась) и… «И» бывает разное. Иногда оказывается вполне достаточно взрослыми глазами посмотреть на ту давнюю ситуацию и сделать все нужные выводы. Чаще всего вывод звучит или так: «А по-другому поступить и нельзя было!»; или так: «Надо же, все было совсем не так, как мне казалось!». Порой специалист помогает пациенту как-то помочь самому себе в прошлом: поддержать, ободрить, привлечь волшебные силы. Если такие разговоры вести в обычном состоянии, то пациенту будет сложно, выслушав подобные предложения от психотерапевта, не повертеть пальцем у виска. А в трансе критичность понижена, и потому предложение - в том или ином виде - принимается. И коль скоро принимается, то и работает - почти как в нашумевшем в свое время фильме «Назад в будущее».

Если говорить о разговорном регрессивном гипнозе - т.е. когда ваш собеседник хотел бы вспомнить что-то важное для себя, но у него не получается…

… или ему в данный момент не хватает душевных и интеллектуальных ресурсов для решения какой-то важной задачи, а вы понимаете, что это ему вполне по силам; и более того, он в своей жизни уже с блеском разруливал и еще более трудные ситуации…

или когда он застревает на некоем событии в прошлом, приписывая ему слишком большое значение в смысле влияния на всю его дальнейшую жизнь,

… ему можно помочь. Алгоритм такой:

  1. Незаметный перевод разговора в ту область, которая человека беспокоит, с помощью задавания вопросов - сначала сформулированных общо, а дальше - все более детальных. Это надо, чтобы ввести человека в состояние легкого физиологического транса. Признаки транса - изменение взгляда (фиксация на чем-то или, напротив, «взгляд в никуда»); небольшое замедление речи; более спокойное дыхание; разглаживание мышц лица).
  2. Готовя вопросы, надо использовать все каналы восприятия вашего собеседника зрительный, слуховой, кинестетический (образы на уровне ощущений тела, запаха, вкуса, эмоций), делая при этом акцент на тот, который него является ведущим. А как узнать, какой канал восприятия является у него ведущим? Если это родственник, друг, знакомый - вы это и так знаете, хотя и не задумывались об этом. Тогда, скорее всего, настройка произойдет автоматически. Если это малознакомый человек - задавая ему общие вопросы, обратите внимание - отвечая, на каких образах он концентрирует основное внимание: на зрительных, слуховых, кинестетических? Вот в этой канве и работайте с деталями.
  3. Потихоньку сбавляйте темп общения: транс не любит спешки. Не перебивайте, давайте собеседнику запустить внутренний поиск и подождать ответа.
  4. Задавайте вопросы типа: «Что ты мог бы здесь сделать?», «А кто тебе мог бы здесь помочь?» (сохраняйте нейтральный тон - ни сарказма, ни энтузиазма звучать не должно) и обязательно дождитесь ответа. Если человек в трансе, полезные для него изменения на этом этапе неизбежны.
  5. Когда он ответит, предложить ему сделать это: «Ты можешь это сделать сейчас». Какого рода поддержка может быть для него полезной - это он сам решит. А ваша задача - напомнить, что он может этим ресурсом воспользоваться. И подождите полминуты-минуту молча. А потом переведите разговор на какую-то другую тему.

Да - про прошлые жизни, прогулки на другие планеты и т.п. Если это является для человека реальностью, то гипнотическая регрессия ему поможет. Поэтому метод регрессии в гипнозе использует не только реальные воспоминания, это и фантазия, и духовные практики, и что-то еще - что важно для конкретного человека. Самое главное - это создать процесс, при котором человек сумеет сформулировать для себя задачу и начать ее решать. Потом помогает бессознательное, и картинка из паззлов собирается полностью.

Из глубины подсознания пациентов всплывали воспоминания, которые не имели никаких очевидных корней в их жизни; это было похоже на память прошлой жизни.

Гипноз является очень мощным инструментом, и мы не можем претендовать на то, что нам все известно о его воздействии или возможностях. Он имеет несколько мрачноватую репутацию в официальных психологических кругах - за ним тянется шлейф дурной славы. И, надо признать, этому немало способствуют гастролирующие гипнотизеры, которые занимаются скорее шоу-бизнесом, чем терапией.

Но многие психотерапевты продолжают, очень осмотрительно, использовать гипноз в качестве инструмента, позволяющего получить доступ к глубинным слоям погребенной памяти. И как раз во время сеансов гипноза, используемого в таких целях, некоторые психотерапевты отмечали очень странные явления.

Американский психотерапевт д-р Эдит Фьоре описывала, как впервые столкнулась с подобными реминисценциями из прошлой жизни на примере одного своего пациента.

«Он обратился ко мне, - писала она, - в связи с мучительными психологическими зажимами в сексуальной сфере. Когда я попросила его, в то время как он находился под гипнозом, вернуться к истокам своих проблем, он сказал: «Две или три жизни тому назад я был католическим священником».

Это стало для нее совершенной неожиданностью. Но в ней заговорил профессионализм, и она помогла ему восстановить картину того, что он описывал как жизнь священника в Италии семнадцатого столетия. При следующей встрече пациент сообщил, что освободился от своих проблем.

Разумеется, она была не первой, кто обнаружил, что гипноз обладает явной способностью пробуждать память прошлых существований. Первым значительным случаем, заинтриговавшим общественность, было нашумевшее в 1950-х годах в Соединенных Штатах сенсационное дело Брайди Мерфи, в котором речь шла о предшествовавшем существовании в Ирландии девятнадцатого столетия.

Брайди Мерфи это имя женщины из ирландского города Корк, жившей в 19 веке, которая якобы начала разговаривать через Вирджинию Тай, находившуюся в состоянии гипноза. Это произошло в городе Пуэбло, штат Колорадо, в 1952 году, когда местному бизнесмену и гипнотизеру-любителю Морею Бернштейну удалось вызвать у Вирджинии регрессию к прошлой жизни.

Бернштейн проводил сеансы с Тай много раз. А она, находясь под гипнозом, пела ирландские песни и рассказывала на провинциальном наречии ирландские истории, при этом всегда называя себя именем Брайди Мерфи.


Гипнотизер Бернштейн с Вирджинией Тай

В Англии сходный шквал поддержки и критики был вызван гипнотизером Арнэлом Блоксхэмом, чьи пациенты, вспоминавшие о прошлых жизнях, получили немалую известность, когда телеканал Би-би-си снял о них документальный фильм.

Несомненно, что такие случаи захватывающи, субъекты сообщают массу очень причудливых и интимных деталей о своих предыдущих жизнях. Верно и то, что они стали предметом пристального рассмотрения и критики.

Возможно, самым знаменитым пациентом Блоксхэма был мужчина, который под гипнозом вспомнил о том, как в восемнадцатом веке служил канониром на британском фрегате с тридцатью двумя пушками на борту под командованием капитана Пирса.

Корабль, видно, носил витиеватое и труднопроизносимое название; матросы, по словам пациента, прозвали его «Агги». Он так и не смог вспомнить его настоящее название. Возможно, матрос тех дней не умел прочитать или произнести его. Возможно, это прозвище было сокращенным вариантом от Агамемнона или чего-нибудь в этом роде.

Во время своих воспоминаний он употреблял большое количество старомодных фраз и специальных морских терминов, знакомых только морякам той эпохи. Он привел множество подробностей из жизни матросов в те дни: вонь, кишащая червями пища, холщовая одежда и порки - которых, по его словам, он избежал, поскольку умел «укладывать пушку».

Его первый - и единственный - сеанс гипноза завершился драматическими событиями морской баталии. Он описал, со страстью и яркими подробностями, сражение с французским кораблем неподалеку от порта Кале. Они много часов ожидали вблизи берега, прячась в утреннем тумане.

Все пушки были наготове, запалы вставлены. Запальщики размахивали тлеющими кусками пропитанного смолой шнура, чтобы не дать им погаснуть, в любое мгновение готовые поднести фитиль. Корабль курсировал взад и вперед в ожидании появления французского судна. Когда он в конце концов появился, английские канониры были готовы дать бой.

Он описал этот бой. Корабли начали надвигаться друг на друга. Менее опытные канониры проявляли нетерпение, горя желанием открыть пальбу. Он продолжал свой рассказ:

«Стой, стой! Жди приказа - спокойно, парни, спокойно - тихо, еще не время - жди приказа, без приказа нельзя - качай фитиль, есть, сэр - не стой у задка - теперь давай. Вот теперь давай - жарь! - (крики ликования при начале пальбы). Молодцы, ребята - задай им жару, задай им как следует - врежь им по передку - (истошные вопли) - оттащите его, оттащите - несите его в кубрик - да несите же - а теперь задай им жару - задай им по первое число!..

Заряжай ядро - шомпола - забивай его, забивай, дурак, сперва забей его - заряжай, заряжай ядро - живей, номер четвертый, не отставай - заряжай, забивай как следует - вставить запалы - качай фитиль - есть, так точно, сэр - готовьсь!..

Заряжай, парни - как мы им дали - живей, живей - наведи пушку - тьфу, черт тебя дери - ты как укладываешь пушку - Господи, они зацепили старину Пирса, они зацепили старину Пирса - {внезапный ужасный крик) - чертова нога - {непроизвольно кричит и стонет) - нога - моя нога!»

Пациент пробудился настолько потрясенным, что уже больше никогда не подвергал себя гипнозу.

Рассказ этот был столь необычайным и столь убедительным, что принц Филипп и граф Маунтбаттен, оба служившие в королевском флоте, потребовали магнитофонные записи этого, очень похожего на воспоминания о прошлой жизни, повествования.

Они поставили перед историками Британского адмирал тейства задачу установить корабль, капитана и сражение. К сожалению, несмотря на все изобилие подробностей, они так и не смогли этого сделать. Значит, это не подлинный случай реминисценций о прошлом существовании? Всего лишь фантазия, расцвеченная фрагментами из книг, кинофильмов и радиопередач?

Вердикт все еще не вынесен.

Стоит ли верить воспоминаниям под гипнозом?

Никем не отрицается, что гипноз - полезное терапевтическое средство, но соответствуют ли сделанные под гипнозом заявления о прошлых существованиях объективной действительности? Д-р Фьоре, например, не делает попыток подтвердить историческую достоверность того, что рассказывают ее пациенты. Ее интересует психологическая, а не историческая правда.

Она интересуется лишь тем, что поможет исцелиться пациенту. Если психологические расстройства пациента излечиваются или облегчаются за счет понимания причин проблемы в терминах реинкарнации, то одного этого ей достаточно, чтобы относиться к ней всерьез. Такой подход сильно напоминает поиск Далай-ламы; все это увлекательно, притягательно и действует неотразимо - но едва ли научно.


Психиатр Ян Стивенсон давно осознавал эту трудность. В своих собственных исследованиях вопроса о реинкарнации он воздерживался от применения гипноза. Он откровенно признавал, что применение его привлекательно; кажется, что оно дает возможность создания лабораторных условий для контроля и верификации.

Но, как он объяснял, это иллюзия. Всегда оказывается невозможным контролировать предшествующий опыт знакомства субъекта с подробностями, встречающимися при припоминании «прошлых жизней» - вроде романов, пьес, художественных или документальных фильмов.

Он объяснял, что эти кажущиеся прошлые существования возникают, по-видимому, из нескольких источников: они содержат фрагменты собственной личности субъекта наряду с фантазийным материалом, почерпнутым из разнообразных источников, печатного или кинематографического рода. Немалое влияние на них оказывает и то, что пациенту кажется, что гипнотизер хотел бы от него услышать. Иными словами, пациент хочет угодить специалисту, дав ему «правильные» сведения.

Стивенсон прибавлял, что здесь также возможен и элемент паранормального свойства, относящийся к ясновидению, телепатии, некоего рода внетелесному существованию или к феномену подлинной реинкарнации. Но все эти источники могут присутствовать одновременно, совокупно образуя такое «припоминание». Такое сочетание дало бы связную и захватывающую историю, однако не ту, которая является всецело памятью прошлой жизни.

И все-таки мы не можем полностью забраковать воспоминания - при всей их ненадежности, - вызываемые в состоянии гипноза. Кто знает, может быть, некоторые подлинные воспоминания о прошлых существованиях притягивают к себе весь связанный с этим материал, который ум годами собирает и копит.

Возможно, что каким-то образом, находясь в состоянии гипноза, субъект оказывается неспособным различать грань между этими источниками и потому предъявляет всю имеющуюся у него информацию, объединенную в убедительное целое.

Смерть рыцаря

Но некоторым из заявлений, некоторым из воспоминаний такого рода присуще спокойное достоинство, лишенное налета драматизма ощущение достоверности. Их не так легко забраковать и полностью списать.

Один такой пример из архива д-ра Фьоре касается мужчины, который рассказывал о своем участии в рыцарском турнире в Англии в I486 году - турнире, который лично для него окончился крайне плачевно.

«Я сижу в латах на своей лошади… Я - я немного волнуюсь… и меня как бы немного… немного вроде тошнит».

Находясь в состоянии гипноза, пациент описывал д-ру Фьоре те мгновения, которые предшествовали его выходу на арену в рыцарском состязании в Англии, во времена правления короля Генриха VII.

Описав то, как он нервно ожидал своей очереди, он в конце концов заговорил о своем выходе. Внезапно его тело сильно дернулось. Он сообщил, что только что противник сбил его с лошади. Д-р Фьоре спросила, лежит ли он на земле.

«Нет, я вроде бы… поднялся… я больше испытываю стыд, чем напуган, но… у меня все плывет перед глазами… мне кажется, у меня рана в животе».

Его противник, по-прежнему на лошади, тем временем кружил, выжидая случая, чтобы добить булавой свалившегося рыцаря. Пациент описал вставшие перед ним трудности: вооруженный лишь топором, он, как бы ни старался, не смог бы нанести большого увечья конному противнику.

Внезапно рыцарь двинул на него свою лошадь. При этом он взмахнул своей булавой - цепью с ядром на конце, утыканным шипами, - нанеся по голове своего спешившегося противника смертельный удар.

Лицо пациента д-ра Фьоре исказила гримаса агонии. Она спросила его, где он находится. Слабеющим голосом он ответил: «Я лежу на траве… я.ничего не чувствую… только что-то теплое… и красная кровь… теплая кровь вытекает из моего тела… и мне кажется, что у меня как будто… я увидел белый свет и… я вроде как поднялся в воздух…»

«Я лежал лицом вниз и затем стал подниматься в воздух все так же лицом вниз… поднимался все выше и… сперва как будто на три фута… и потом стал подниматься прямо вверх… и просто полетел… Ощущение тепла во всем моем теле и полного освобождения… Я вижу всю местность подо мной. Я могу видеть все».

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.