Эпид процесс определение. Факторы эпидемического процесса. Биологический фактор. Социальный фактор. Природный фактор. Условия и причины

Понятие эпидемического процесса

Эпидемический процесс – это непрерывное распространение и размножение во внешней среде и/или в организмах людей (животных) и непрерывное взаимодействие через механизм передачи динамически изменчивых популяций возбудителей и людей, проявляющееся в виде болезни, носительства или инфицирования, которые подвергаются постоянному воздействию генетических, иммунологических, природных и социальных факторов.

Он также отправляет предварительные отчеты своим членам в течение месяца с момента получения запроса. Дин, Школа общественного здравоохранения, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. Академические учреждения общественного здравоохранения являются жизненно важным компонентом глобального реагирования на возникающие инфекции. Роли, которые играют эти институты, напрямую связаны с их основными задачами в области образования, исследований и практики общественного здравоохранения.

Академические учреждения общественного здравоохранения несут основную ответственность за создание рабочей силы общественного здравоохранения, которая умеет реагировать на возникающие инфекции. Это требует повышения осведомленности о возникающих инфекциях и их важности для общественного здоровья среди учащихся в школах общественного здравоохранения, обучения студентов наиболее передовым концепциям и методам эпиднадзора за болезнями и эпидемиологических исследований, а также обеспечения участия и понимания студентами реальных проблем в профилактике, выявлению, лечению и борьбе с новыми инфекциями посредством целевого полевого опыта и сотрудничества с организациями общественного здравоохранения.

Современное учение об эпидемическом процессе включает три раздела:

    факторы эпидемического процесса;

    механизм развития эпидемического процесса;

    проявления эпидемического процесса.

Факторы эпидемического процесса

Первая подсистема – «популяция возбудителей» биологическими закономерностями.

Академические учреждения также должны играть первоочередную роль в информировании практикующих медицинских работников о новых знаниях, методах и технологиях, которые могут быть использованы для реагирования на возникающие инфекции. Школы должны использовать новые технологии в области непрерывного образования, дистанционного обучения и обучения исполнителей, которые используют Интернет, широкомасштабные компьютерные сети и спутниковые коммуникации. Чтобы быть эффективными, эти мероприятия должны осуществляться в тесном сотрудничестве с национальными, государственными и местными организациями общественного здравоохранения.

Вторая подсистема – «популяция людей» – подчиняется и регулируется биологическими и социальными закономерностями.

Только рассматривая взаимосвязь этих подсистем в процессе их развития, существования и взаимодействие в естественных условиях, воздействие на них генетических, иммунологических, природных, социальных и других факторов , которые способствуют ускорению или торможению их развития, можно изучить закономерности их взаимодействия, проявляющиеся болезнью, микробоносительством или инфицированием. А, следовательно, правильно понять, что такое эпидемический процесси как на него воздействовать вплоть до полного прекращения. В этом состоит главное значение и задача, и цель эпидемиологии.

Факторы эпидемиологического процесса

Академические учреждения здравоохранения играют центральную роль в укреплении и расширении научной базы для выявления и реагирования на возникающие инфекции. Это делается с помощью лабораторных исследований в сотрудничестве с исследователями основных медицинских наук, особенно микробиологии, для развития понимания базовой биологии новых патогенов. Эпидемиологические исследования выявляют возникающие инфекции в популяциях, чтобы обнаружить механизмы передачи, конечной целью которых является разработка мер по профилактике, выявлению, лечению и контролю инфекций.

Биологические факторы (подсистемы) эпидемического процесса

Первая биологическая подсистема – «популяция возбудителей»

Возбудители инфекционных болезней в благоприятных условиях непрерывно размножаются, воспроизводя все новые и новые поколения особей, – популяции возбудителей, откуда распространяясь, внедряются в различные живые организмы - популяции людей или животных. В этих организмах развивается инфекционный процесс или инфекционная болезнь.

Эта область исследований включает разработку новых методов наблюдения и использование биостатистических моделей для прогнозирования прогрессирования заболевания и его передачи. Клинические исследования дополнительно освещают клинические практики и технологии, которые наиболее эффективны в профилактике, диагностике и лечении возникающих инфекций. В первую очередь академические медицинские школы ведут эти усилия, часто при тесном сотрудничестве с эпидемиологами и биостатистиками в школах общественного здравоохранения.

Условия и причины

Поведенческие исследования интерпретируют роли человеческого принятия решений и взаимодействия в профилактике, лечении и борьбе с возникающими инфекциями. Академические учреждения общественного здравоохранения могут объединить концепции и методы из различных дисциплин поведенческой науки, в том числе психологии, социологии, экономики, демографии и географии, и применить их к изучению возникающих инфекций.

В процессе воспроизводства возбудители изменяют свои свойства. Представления о стабильности и однородности популяций возбудителей инфекционных заболеваний в ходе эпидемического процесса и однородности ответных реакций организма людей на заражение – это кажущееся явление. На самом деле популяции возбудителей инфекционных заболеваний неоднородны, а динамически изменчивы т.е. фенотипически и генотипически они гетерогенны .

Структура и функции эпидемиологического надзора

Исследования служб здравоохранения, исследования операций и оценки программ определяют наиболее эффективные способы передачи информации, обмена данными и координации усилий по профилактике, лечению и контролю заболеваний между организациями. Это исследование имеет критически важное значение, поскольку система здравоохранения становится все более сложной, а организации государственного и частного секторов разделяют ответственность за борьбу с болезнями и профилактику.

Крайне важно, чтобы академические общественные учреждения проводили все эти исследовательские работы в тесном сотрудничестве с академическими медицинскими учреждениями и чтобы обе организации делились знаниями и опытом в возникающих инфекциях, которые каждый из них несет. Например, эпидемиологи в школах общественного здравоохранения должны тесно сотрудничать с коллегами в медицинских школьных отделениях инфекционных заболеваний для выяснения биологических путей и механизмов передачи.

Гетерогенность может проявляться:

    в вирулентности - в любой популяции любых возбудителей имеются особи от очень вирулентных и вирулентных до мало вирулентных и авирулентных, происходит периодическая непрерывная изменчивость то в сторону усиления, то в сторону уменьшения вирулентности возбудителей;

    в вариабельности антигенной структуры - одни возбудители характеризуются выраженной вариабельностью антигенной структуры (вирус гриппа, сальмонеллы и др.), другие - относительной монолитностью антигенного состава (вирус натуральной оспы);

    Академические учреждения общественного здравоохранения также играют важную роль в предоставлении технической помощи, консультаций и консультаций организациям, занимающимся реагированием на возникающие инфекции. Эти мероприятия обеспечивают, чтобы результаты научных исследований были распространены, приняты и внедрены в рамках этих организаций. К основным видам деятельности относятся следующие.

    Оказание помощи в разработке и функционировании систем государственного надзора и раннего предупреждения, координировании систем наблюдения и отчетности на правительственных границах, поддержки принятия и использования новых методов эпиднадзора, оценки готовности поставщиков медицинских услуг выявлять и сообщать о возникающих инфекциях на на местном уровне, и предложить организациям, как наилучшим образом реагировать на изменения в организации и изменениями в финансировании медицинских услуг и последствиями этих изменений для возможностей наблюдения за болезнями. Традиционно школы общественного здравоохранения наиболее активно работают с государственными и местными департаментами здравоохранения, и эти учреждения являются естественными партнерами в области образования, исследований и практики в области общественного здравоохранения.

    по чувствительности к антибиотикам;

    по устойчивости к факторам внешней среды, антисептикам и дезинфектантам и ряду других признаков.

    Вирулентность – это количественная характеристика патогенности, определяющая способность возбудителей при попадании в организм вызвать не только инфекционный процесс в нем, но и инфекционную болезнь со всеми характерными симптомами и синдромами. Характерное свойство вирулентности в том, что под воздействием физических, химических, биологических и других факторов она может изменяться от очень высокой до авирулентности. По степени вирулентности возбудители инфекционных болезней распределяются по кривым Гаусса. Вирулентность – это характеристика популяционной, межпопуляционной и внутривидовой гетерогенности возбудителей по болезнетворности, т.е. по способности вызывать инфекционную болезнь. По вирулентности различаются клоны, штаммы, популяции и микропопуляции. От вирулентности возбудителей зависит длительность инкубационного периода, тяжесть течения болезни, ее манифестность и др. Конечно, на перечисленные признаки влияют и заражающая доза, и восприимчивость организмов и целый ряд других факторов.

    Более широкий круг организаций в настоящее время вовлечен в практику общественного здравоохранения в целом и в ответ на возникающие инфекции более конкретно. Академические учреждения должны найти способы, с помощью которых они могут более эффективно работать с этим более широким кругом организаций, включая коммерческие лаборатории, планы управляемого лечения, больницы и частные врачи.

    Погодные модели и болезни имеют много общего. Вероятно, вы слышали, как глобальное потепление является серьезной проблемой для всех людей в мире, поскольку смертоносные тропические болезни смогут распространиться все дальше и дальше на более холодные районы, заражая гораздо больше людей, чем когда-либо прежде. Но это единственный способ, по которому погода совпадает с распространением болезни, поскольку этот урок будет указывать метафорически.

    Контагиозность (лат. contagiosus заразительный, заразный; синоним заразительность) - свойство инфекционных болезней передаваться от больных людей или животных здоровым восприимчивым людям (животным). Этот термин описывает способность болезней распространяться путём передачи их возбудителя от заражённых людей (животных) здоровым при непосредственном контакте или через факторы передачи. Индекс контагиозности выражается в процентах или долях единицы, он определяется путем исчисления процента лиц из числа восприимчивых (ранее не болевших и не привитых), которые заболели клинически выраженной формой болезни после их общения с источником возбудителя инфекции в пределах эпидемического очага. Индекс контагиозности зависит от вирулентности возбудителя и степени восприимчивости людей, обусловленной уровнем врожденного иммунитета.

    С. то вы, несомненно, осознаете сезон ураганов, который происходит каждый год. Это гарантия того, что в этих государствах будут ураганы. Точно так же это гарантия того, что у Индии будут муссоны, у Японии будут землетрясения, а в Северной Сибири будет очень холодно.

    Эти естественные закономерности и события происходят в определенных частях мира и, несомненно, будут там на постоянной основе по сравнению с другими частями мира. Аналогичным образом, определенные болезни присутствуют в совокупности населения или географического региона мира с такой же последовательностью. Когда заболевание присутствует в популяционном или географическом регионе в последовательные уровни и периоды времени, мы называем это эндемическим заболеванием.

    Иммуногенность (антигенность) – способность возбудителей при попадании во внутреннюю среду организма хозяина вызывать той или иной длительности и силы иммунитет. При одних болезнях стойкий пожизненный (корь, паротит и др.), при других – менее стойкий на 5-10 лет (дифтерия, столбняк, туляремия и др.), а при некоторых инфекциях иммунитет вырабатывается слабый и длится всего несколько месяцев (холера, чума, бруцеллез и др.) и, наконец, при ВИЧ-инфекции развивается синдром приобретенного иммунодефицита.

    Например, заболеваемость малярией является эндемичной для тропических районов мира, таких как в Южной Америке или Африке. Малярия, однако, не является эндемичной для Антарктиды, поскольку ее там нет. Вирус эндемичен зимой в Чикаго, но не летом. Однако непротиворечивость - это единственное, что определяет болезнь. Заболевания иногда быстро распространяются и растут в общем количестве людей, которых они затрагивают в течение определенного времени и места. Метафорически говоря, иногда на побережье Мексиканского залива страдает ужасный сезон ураганов, один ураган после другого бомбардирует побережье Мексиканского залива на гораздо более высокой частоте, чем обычно, что означает, что у нас гораздо больше ураганов, чем в один сезон, чем обычно.

Вторая биологическая подсистема – «популяция людей»

Подчиняется и регулируется биологическими и социальными закономерностями. Она также гетерогенна и динамически изменчива:

    по способности вырабатывать и сохранять иммунитет - это объясняет различный риск повторных заболеваний у отдельных людей.

Природный (экологический) фактор оказывает определенное влияние на развитие эпидемического процесса, однако, это влияние является опосредованным, вторичным, поэтому его называют внешним регулятором. Другими словами, природные условия оказывают влияние на ход эпидемического процесса лишь через основные внутренние механизмы развития этого процесса – генетические и иммунологические факторы популяций возбудителей и/или людей, иначе, они могут воздействовать на источник инфекции, механизм передачи и на восприимчивость людей.

Точно так же, когда вспышка заболевания затрагивает непропорционально большее число людей, чем обычно в данный момент, мы называем это эпидемией. В основном, заболевание распространяется среди населения гораздо больше, чем оно должно в течение определенного времени и места.

II. Факторы эпидемического процесса

Этот термин также очень относительный. Однако, поскольку малярия не является эндемичной для Канады, даже небольшое увеличение числа людей, затронутых малярией в Канаде, будет считаться эпидемией. Наконец, у нас есть один последний термин для перехода. Мы говорили о том, как погодные условия, такие как эндемичные заболевания, могут возникать на постоянной основе в некоторых частях мира или как необычное увеличение определенного погодного узора в районе сродни эпидемии заболевания.

Социальные факторы эпидемического процесса

Социальная среда исключительно многообразна по проявлениям и возможностям воздействия на эпидемический процесс. Эпидемическая значимость социального фактора может рассматриваться с трех позиций:

    с позиции влияния социальных условий на эволюцию возбудителей, историческое формирование инфекционных болезней человека, становление эпидемического процесса;

    Итак, теперь представьте, что ураганы, которые когда-то были приурочены к побережью Персидского залива, начинают распространяться на более чем один континент или даже весь мир. Это будет означать что-то известное как пандемия. Пандемия - это эпидемия, которая происходит на широкой территории, такой как несколько континентов или весь мир.

    Независимо от того, имеем ли мы дело с пандемией или эпидемией, причина, по которой либо одна из них имеет место, является многофакторной, то есть она зависит от множества факторов. Например, гораздо легче начать эпидемию таких как большие города. Это потому, что гораздо легче распространять микробы вокруг, когда кто-то в основном сидит на коленях, чем если бы они находились на расстоянии миль, например, в малонаселенных районах. Чем выше плотность населения, тем вероятнее, что заболевание будет распространяться и быстро распространяться.

    с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней на различных этапах развития человеческого общества, а также при различных социальных потрясениях (войны, голод и т.д.);

    с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней в современных условиях.

Конкретные элементы социальной среды активируют или тормозят эпидемический процесс, способствуя или препятствуя жизнедеятельности возбудителей инфекций, реализации путей передачи, а также повышают или снижают восприимчивость людей к возбудителю. Социальные условия, влияющие на развитие эпидемического процесса:

Еще одна причина, по которой может начаться эпидемия, заключается в том, что существуют антисанитарные условия. Если сырые, открытые сточные воды проходят по улицам города, если люди не имеют доступа к здравоохранению для предотвращения болезней путем надлежащей вакцинации, если мусор лежит вокруг для всеобщего обозрения, то это будет служить питательной средой для распространения болезни.

Кроме того, отчасти виноваты и микробы, которые заставляют нас болеть. Если они мутируют или изменят свою генетическую информацию, они могут легче заразить нас и распространиться между нами. Для простоты, после мутации, происходящей внутри микроба, они по существу становятся новым типом микробов, но наша иммунная система лучше способна убить микроорганизм, с которым он столкнулся раньше, чем новый.

    экономические факторы;

    санитарно-коммунальное благоустройство;

    уровень развития здравоохранения;

    урбанизация;

    особенности питания;

    условия труда и быта;

    национально-религиозные обычаи;

  • миграция населения;

    стихийные бедствия и др.

Однако, как и природные факторы, социальные условия жизни людей при большинстве инфекций являются внешним регулятором эпидемического процесса, воздействуя активирующим или тормозящим образом на биологические подсистемы – популяции возбудителей и популяции людей, а, в конечном счете, на условия развития эпидемического процесса, а именно на: источник инфекции, механизм передачи и восприимчивость живых организмов.

Динамическая изменчивость соотношения людей в коллективах по признаку восприимчивости определяется возрастными и временными изменениями специфической и неспецифической восприимчивости, увеличением числа восприимчивых в результате рождаемости, миграционных процессов и некоторыми стрессовыми воздействиями, снижающими резистентность организмов и, в целом, определенной популяции людей. К таким воздействиям относятся войны, которые всегда сопровождались эпидемиями.

В период войн и военных конфликтов возникают условия, отрицательно влияющие на состояние здоровья людей и способствующие возникновению и распространению инфекционных заболеваний. К этим условиям относятся массовые скопления и передвижения войск и населения, беженцев, военнопленных и др., огромные разрушения населенных мест, жилищ, нарушения санитарного благоустройства населенных пунктов, водоснабжения и снижение других материальных условий жизни. Не всегда регулярное питание, а иногда и голод, нарушение привычного режима в сочетании с нервно-психическими и другими воздействиями ослабляют защитные силы людей, что способствует широкому распространению инфекционных заболеваний. Недаром в прошлом сыпной тифназывали «военный», «окопный», «голодный» и т.п.

В свою очередь, улучшение материальных условий жизни, общей и санитарной культуры, хорошая работа органов здравоохранения способствуют снижению инфекционных болезней.

Источники эпидемиологического процесса, механизмы передачи.

Эпидемический процесс – эпидемия в широком смысле слова. Это процесс возникновения и распространения инфекций. Цепь связанных между собой и вытекающих одно из другого инфекционных состоянии человека Л.В. Громашевский).

Эпидемический процесс – цепь связанных между собой и вытекающих один из другого эпидемических очагов (И.И.Елкин).

Эпидемиологический процесс возникает и поддерживается только при наличии трёх движущих сил его, трёх факторов, к каковым относятся: источник возбудителя инфекции, осуществление механизма передачи возбудителей и восприимчивость населения. При выключении хотя бы одного из этих звеньев эпидемический процесс прекращается.

Обобщение накопленного фактического материала и теоретические разработки позволили сформулировать ряд концепций и теорий, о сущности эпидемического процесса:

Учение об эпидемическом процессе и определяющей роли механизма передачи возбудителя, разработанное выдающимся советским эпидемиологом Л.В. Громашевским;

Учение о природной очаговости инфекционных болезней, созданное Е.Н.Павловским и его школой;

Социально-экологическая концепция эпидемического процесса, сформулированная Б.Л. Черкасским.

Современный подход к изучению эпидемического процесса отличается цельностью восприятия его как системы, аккумулирующей в себе биологическую и социальную сущность и, следовательно, способной применительно к биологической его части как любой живой системе сохранять, восстанавливать исходное состояние или самостоятельно избирать новое состояние.

При бессимптомной форме инфекционного процесса бактерионосителями могут быть практически здоровые люди, что создает особую опасность для окружающих из-за трудности их распознавания. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни (реконвалесцентное носительство). В зависимости от длительности оно называется острым (до 3 мес после брюшного тифа и паратифов) или хроническим (от 3 мес до нескольких десятков лет или пожизненное, как, например, носительство HBs-антигена). Конкретное проявление инфекционного процесса у заразившегося человека зависит от дозы попавшего в организм возбудителя, его вирулентности, а также исходной резистентности организма.

Как было отмечено, эпидемиологическое значение различных форм проявления инфекционного процесса неодинаково. Так, специально проведенные исследования показали, что массивность выделения возбудителя чаще всего находится в прямой зависимости от тяжести течения болезни. В соответствии с этим количество выделяемых из организма возбудителей при легкой форме болезни и при бессимптомных вариантах инфекционного процесса является наименьшим. Однако именно эти формы проявления инфекционного процесса играют, как правило, важнейшую роль в поддержании эпидемического процесса, так как таких больных и носителей обычно не госпитализируют. Эти лица, оставаясь социально активными, представляют наибольшую опасность как источник возбудителя инфекции.

Таким образом, значительную эпидемиологическую опасность представляют больные с атипичными, трудновыявляемыми формами инфекции, а также бактерионосители, которым при некоторых инфекциях принадлежит ведущая роль в поддержании эпидемического процесса. В то же время необходимо отметить, что заразительность больных неодинакова в различные периоды инфекционного процесса. Под заразительностью понимают временной интервал, в течение которого происходит выделение возбудителя из организма хозяина и возможно последующее его внедрение в другой восприимчивый организм. При одних инфекциях отмечается длительный период заразительности, при других - короткий. При одних инфекциях возбудитель начинает выделяться из организма уже в период инкубации, а при других - с началом проявления клинических симптомов.

В настоящее время выделяют четыре группы инфекционных болезней:

1. Антропонозы, т.е. свойственные только человеку.

2. Зооантропонозы, в естественных условиях распространенные у животных, но которыми может заражаться человек.

3. Зоонозы, т.е. свойственные только животным.

4. Сапронозы, при которых резервуаром инфекции являются абиотические факторы окружающей среды.

В основу этого деления положен эколого-биологический принцип, характеризующий условия (явления), обеспечивающие сохранение возбудителя как биологического вида: при антропонозах - циркуляция в человеческой популяции, при зооантропонозах - циркуляция среди животных и лишь при некоторых инфекциях - у человека, при зоонозах - циркуляция в мире животных; при сапронозах возбудитель существует как вид за счет объектов неживой природы. Следует отметить, что как и все природные явления, инфекционные болезни нельзя расположены строго "по полочкам", так как границы между отдельными группами могут быть нечеткими, представляя собой переходные формы.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.